Методы воздействия на рабочий процесс (часть 47) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
Основными недостатками водорода как топлива для двигателей являются возможность обратных вспышек (во впускном трубопроводе), преждевременное воспламенение и «грубое» сгорание. Последнее объясняется высокой скоростью сгорания водородных смесей. Указанные недостатки могут быть в значительной степени устранены разбавлением водородно-воздушных смесей инертными компонентами (с этой целью добавляют воду, осуществляют рециркуляцию отработавших газов). Водород может подаваться в двигатель как через карбюратор, так и путем непосредственного впрыска в цилиндр. При карбюраторном смесеобразовании водород в газообразном состоянии смешивается с воздухом. Часть воздуха, поступающего в цилиндр, замешается водородом. При стехиометрическом составе смеси водород занимает около 30% объема цилиндра (пары бензина — только примерно 2%). В результате снижается номинальная мощность двигателя (примерно до 20%). Вследствие широких пределов воспламеняемости в двигателях, работающих на водороде, можно применять качественное пли смешанное регулирование, что существенно повышает индикаторный КПД двигателя при малых нагрузках. Выделение N0 одноцилиндровым двигателем при работе на бензине и водороде (при внешнемсмесеобразовании) показано на рис. 98. Из рис. 98 видно, что при работе двигателя на водороде в диапазоне а=1-1,5 выделяется значительно большее количество N0X. Это можно объяснить более высокими температурами пламени водородно-воздушных смесей по сравнению с бензино-воздушными смесями при тех же условиях по составу смеси. При работе водородного двигателя на очень обедненных смесях (а>2) выделение N02 практически равно нулю. Результаты проведенных до настоящего времени исследований подтверждают пригодность водорода как топлива для двигателей внутреннего сгорания. Основная проблема, которую необходимо решить для широкого использования водорода в транспортных двигателях, состоит в создании условий для хранения водорода (криогенные емкости, гидриды металлов и т. д.). Следует также отмстить, что применение водорода не увеличивает огне- и взрывоопасность автомобиля и значительно улучшает условия работы смазочного масла, так как оно не загрязняется продуктами неполного сгорания. Аммиак. В последнее время проведены работы по использованию аммиака в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Очевидно, что в отработавших газах двигателя в этом случае будут отсутствовать такие загрязнители атмосферного воздуха, как углекислый газ, углеводороды, окись углерода, сажа. Однако содержание окислов азота оказывается большим. Экспериментальное исследование двигателя CFRна аммиаке и изооктане показало (рис. 99), что при работе на аммиаке концентрация N0Xв отработавших газах существенно выше в зоне бедных смесей (при а>1,1). Теоретическая максимальная температура цикла с аммиаком ниже (при прочих равных условиях), чем с углеводородным топливом нефтяного происхождения. Поэтому более высокие концентрации N0Xобъясняются образованием N0 из азота, содержащегося в NH3 в процессе сгорания (см. выше). Максимум концентрации N0Xсмещается в сторону бедных смесей (а=1,25) при работе на аммиаке. Следует также отметить, что аммиак является жидким гидридом, содержание водорода в котором составляет около 20% по массе. Учитывая возможность сжижения NH3 при температуре окружающей среды, а также возможность разложения NH3 на H2 и N2 перед подачей в двигатель, необходимо более детально исследовать и этот способ хранения и получения водорода. Экономическая целесообразность применения аммиака для массового автомобиля в настоящее время является проблематичной. |