Методы воздействия на рабочий процесс (часть 43) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
Топливо для двигателей с электрическим зажиганием. Эксплуатационные свойства автомобильных бензинов определяются их химическим составом и содержанием различных присадок. Эти свойства обычно оценивают по фракционному составу бензина (ГОСТ 2084—67), давлению насыщенных паров (оценка испаряемости), теплоте испарения, пределам воспламеняемости смеси, склонности к детонации, стабильности, склонности к нагарообразованию и коррозионной агрессивности. Рассмотрим только некоторые из свойств, которые непосредственно влияют на выделение двигателем токсичных компонентов: фракционный состав, давление насыщенных паров, склонность к детонации, пределы воспламенения топливовоздушной смеси. Фракционный состав- и испаряемость топлива существенно влияют на качество смеси и распределение топлива по отдельным цилиндрам многоцилиндрового двигателя. Кроме того, испаряемость топлива влияет на потери его из карбюратора и топливного бака в атмосферу. Ранее было показано, что содержание токсичных веществ в отработавших газах двигателя в большой мере зависит от состава смеси в цилиндре. Поэтому неравномерное распределение топлива по отдельным цилиндрам, приводящее к переобогащению или переобеднению смеси в некоторых из них, может быть причиной повышенного выделения токсичных веществ. Антидетонационные свойства бензинов определяют степень сжатия в двигателе с внешним смесеобразованием. Известно, что е существенно влияет на выделение NOx, а также оказывает влияние на выделение СН. Кроме того, необходимо учитывать, что для повышения детонационной стойкости бензинов широко применяется присадка на основе ТЭС. В последние годы во многих странах решается вопрос об отказе использования ТЭС в качестве антидетонационной присадки к бензинам. Это вызвано тем, что свинец, содержащийся в ТЭС, токсичен. В связи с ужесточением норм в будущих стандартах на содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей возможно широкое использование каталитических нейтрализаторов. Свинец, выделяющийся из цилиндра с отработавшими газами, является ядом для некоторых катализаторов, в частности для платиновых. Отказаться от использования ТЭС можно только в случае перехода на бензины без антидетонационных присадок или замены ТЭС антидетонатором, не содержащим токсичных компонентов. Рассмотрим более подробно проблемы, возникающие при решении вопроса указанными путями. При применении бензинов без ТЭС возрастают требования к их октановому числу и увеличивается количество нежелательных токсичных веществ в отработавших газах. Требования к октановому числу бензина без ТЭС повышаются из-за ухудшения антидетонационных свойств двигателя. В случае отсутствия ТЭС происходит более интенсивное нагарообразование на поверхности камеры сгорания (днище поршня и т. д.), в результате чего теплопередача от газов в стенки ухудшается. Температура топливовоздушной смеси в цилиндре в конце сжатия при сгорании повышается, что способствует протеканию предпламенных реакций, образованию перекисей и появлению детонации. Newer news items:
Older news items:
|