Методы воздействия на рабочий процесс (часть 12)
Токсичность двигателей внутреннего сгорания

 

Видно (см. рис. 42 и 44), что рециркуляция отработавших газов является эффективным средством уменьшения N0. Ре­циркуляция 10% отработавших газов уменьшает выделение NOvпримерно вдвое.

При рециркуляции вследствие разбавления топливовоздушного заряда продуктами сгорания процесс сгорания протекает несколько хуже, концентрации СО и СН в отработавших газах немного увеличиваются. Необходимо предпринимать специаль­ные меры для их уменьшения. При   исследовании   двигателя ЗИЛ-130Ф (с форкамерно-факельным зажиганием) было уста­новлено, что перепуск 10% газа (по массе) уменьшает концент­рацию NOв 5 раз без существенного увеличения концентрации СО и при повышении расхода топлива не более чем   на   1,5% [4]. Однако при этом перепускаемые отработавшие газы охлаждались в специальном холодильнике до 180—160° С. Данные по влиянию рециркуляции на показатели эффектив­ности достаточно противоречивы. Очевидно, влияние рецирку­ляции на экономичность зависит от степени доводки двигателя, параметров его процесса (степени сжатия, турбулизации заря­да), а также от испытательного цикла.   Необходимо  отметить, что снижение N0 при сочетании рециркуляции   и   изменения опережения зажигания обеспечивает   лучшую   экономичность двигателя, чем при изменении только угла опережения зажига­ния. Специальные исследования показали [71],   что перепуск части отработавших газов во впускную систему не только умень­шает выделение NO.Y, но и существенно снижает износ поршне­вых колец двигателя. При работе двигателя   практически   на любом установившемся режиме перепуск   12%   отработавших газов во впускную систему уменьшал износ поршневых колец примерно на 90%. Рециркуляция 12% отработавших газов при работе двигателя в условиях, имитирующих городское движение, привела к уменьшению износа поршневых колец примерно на 50%. Износ поршневых колец зависит от максимальной темпе­ратуры цикла. Однако физическая сущность процессов, приводя­щих к уменьшению износа, пока еще не объяснена. Возможно, это связано с уменьшением коррозионного износа колец из-за уменьшения концентрации N0.

При работе двигателя на этилированном бензине в системе рециркуляции и камере сгорания образуются отложения (на­гар), которые содержат главным образом свинец, но точный со­став их неизвестен. Отложения в калиброванных отверстиях системы перепуска приводят к нарушению ее нормальной рабо­ты.

Для улучшения эффективных показателей двигателя целесо­образно отработавшие газы подавать в цилиндр в конце про­цесса наполнения. При этом будет происходить как бы наддув отработавшими газами. На рис. 45 показана одна из возможных схем для такой рециркуляции, разработанная для двигателя МеМЗ-968. Цилиндры 1 и 4, 2 и 5, в которых рабочий процесс сдвинут на 360° поворота коленчатого вала, соединены попарно рециркуляционными трубопроводами 5. Рециркуляционные отверстия выполнены в нижней части цилиндров. Они открыва­ются и закрываются при движении поршней. Через рециркуляционные отверстия и трубопроводы соединяются два цилиндра, в которых происходят соответственно конец расширения и конец наполнения. Из цилиндра, в котором происходит расширение, газы под повышенным давлением поступают в тот цилиндр, где заканчивается наполнение. Возможны и другие системы с ис­пользованием управляемых клапанов, но все эти системы не вышли пока из стадии лабораторных исследований.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте