Методы воздействия на рабочий процесс (часть 4) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
Дизели. Основными токсичными компонентами отработавших газов дизелей являются окислы азота и сажа. Характер образования окислов азота в цилиндре дизелей таков же, как и в бензиновых двигателях: окисление атмосферного азота кислородом (атомарным и молекулярным) в зоне продуктов сгорания. Отличие состоит в том, что состав заряда цилиндра в дизелях имеет большую неоднородность в процессе сгорания, чем в карбюраторных двигателях. В процессе расширения происходит закалка максимальной концентрации N0. Поэтому, как и в двигателях с искровым зажиганием, необходимо воздействовать на процесс образования N0. Пути воздействия те же, различие состоит лишь в том, что дизели при любом типе смесеобразования в условиях нормальной эксплуатации работают при а>1,3-Н,5, поэтому уменьшить концентрацию кислорода в зоне сгорания можно только локально, т. е. при организации расслоения смеси. Для уменьшения температуры в процессе сгорания в дизелях могут быть применены те же методы, что и для двигателей с искровым зажиганием (уменьшение опережения впрыска топлива, добавление к заряду инертной массы). В разд. 1.1 показано, что образование смеси происходит в результате пиролиза (крекинга) топлива под действием высоких температур в зонах с недостатком кислорода. В процессе расширения к частицам сажи поступает кислород. Происходит частичное выгорание сажи. Таким образом, выделение сажи дизелями можно сократить двумя путями: уменьшением образования сажи и улучшением условий ее выгорания в процессе расширения. При неизменных конструкции камеры сгорания и способе, смесеобразования на рабочий процесс с целью уменьшения выделения токсичных веществ можно воздействовать изменением состава смеси, опережения зажигания (впрыска топлива), перекрытия клапанов, степени сжатия, количества свечей и т. д. Влияние указанных параметров рассмотрено на примере карбюраторных двигателей и дизелей с полуразделенными камерами сгорания и однокамерных. Эти типы двигателей являются в настоящее время наиболее распространенными, и оценка возможности уменьшения их токсичности соответствующими регулировками представляет большой практический интерес. Минимальное содержание СО и СН в отработавших газах соответствует регулировке двигателя на экономичный состав смеси а= 1,05—1,1. Дальнейшее обеднение смеси приводит к повышению концентрации СН (см. рис. 32, б). Это можно объяснить уменьшением скорости сгорания бедных топливовоздушных смесей, увеличением степени цикловой неравномерности, а также возможностью выключения отдельных цилиндров много работы, обусловленной неравномерностью распределения топливовоздушной смеси по цилиндрам. Максимальное содержание окислов азота соответствует экономичным режимам работы двигателя, так как на этих режимах работы карбюраторного двигателя (при некотором обеднении смеси) при достаточно высоких температурах сгорания имеется большое количество свободного кислорода в зоне продуктов сгорания. Newer news items:
Older news items:
|