Методы воздействия на рабочий процесс (часть 3)
Токсичность двигателей внутреннего сгорания

 

Относительное изменение выделения окислов азота в зави­симости от коэффициента избытка воздуха, определенное обра­боткой опытных данных по различным двигателям, показывает, что значительное уменьшение концентрации окислов азота воз­можно при обогащении смеси до a= 0.6-0,8 или обеднении до а> 1,15 (рис. 32, а).

При уменьшении коэффициента избытка воздуха до а = 0,64-0,8 резко увеличится выделение токсичных продуктов не­полного сгорания (СО и СН), а также существенно ухудшатся мощностные и экономические показатели двигателя.

Уменьшение выделения NOxпри работе двигателя на обед­ненной смеси (а>1,2) связано не только с уменьшением при этом температуры, но и с увеличением неидентичности после­довательных циклов. Работа карбюраторного двигателя с обыч­ным электрическим зажиганием при а>1,2 становится неустой­чивой, поэтому возможности данного способа уменьшения концентрации окислов азота в двигателе могут быть использо­ваны ограниченно. Однако, если специальные меры обеспечи­вают стабильное воспламенение и быстрое сгорание бедных топливовоздушных смесей (см. разд. 3 5), то данный способ уменьшения токсичности оказывается перспективным. Местное обогащение топливовоздушной смеси связано с расслоением за­ряда в цилиндре, т. е. с послойным смесеобразованием и сгора­нием.

Для уменьшения выделения всех основных токсичных компонентов (NOv, СО, СН) целесообразно применять глубокое расслоение смеси, при котором в первой стадии процесс сгорания протекает в зоне обогащенной смеси, а во второй стадии - в зоне обедненной смеси. Выход окислов азота в первой стадии ограничивается недостатком кислорода, а во второй— низкой температурой (см. разд. 3.7).

При послойном смесеобразовании обогащенная смесь нахо­дится в зоне свечи зажигания; это создает благоприятные усло­вия для воспламенения смеси электрической искрой и формиро­вания начального очага пламени, что обеспечивает устойчивую работу двигателя на обедненных смесях и уменьшение цикло­вой неравномерности.

Свинец (его соединения) в отработавшие газы попадает из этиловой жидкости, добавляемой к бензину как антидетонационная присадка. Для уменьшения выделения свинца с отработав­шими газами необходимо или ограничивать добавку к бензину этиловой жидкости, или совсем отказаться от этого антидетона­тора. Для уменьшения токсичности отработавших газов автомобильных двигателей применяют также каталитические нейтрализаторы. Свинец, выделяющийся из цилиндра с отработавши­ми газами, является ядом для ряда катализаторов, в частности для платиновых.

От использования этиловой жидкости можно отказаться, если применить бензин без антидетонационных присадки или за­менить ее антидетонатором, не содержащим соединений свинца и других токсичных компонентов.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте