Методы воздействия на рабочий процесс (часть 1) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
Двигатели с искровым зажиганием. Для уменьшения выделения токсичных веществ двигателями с искровым зажиганием необходимо предотвратить попадание в атмосферу углеводородов, обусловленное испарением из топливной системы и выбросами с картерными газами, а также резко уменьшить содержание основных токсичных компонентов (СО, СН, NOx. и свинца) в отработавших газах. Ранее отмечалось, что главным источником выделения токсичных веществ являются отработавшие газы, причем их состав непосредственно зависит от качества смесеобразования и сгорания. Природа образования СО, СН, N0, содержащихся в отработавших газах, различна, поэтому при рассмотрении возможностей воздействия на рабочий процесс двигателя разделим токсичные компоненты на группы: 1—продукты неполного сгорания (СО и СН); 2 —окислы азота; 3 —соединения свинца. Анализ физико-химических основ образования и выделения СО и СН показывает, что основными причинами, приводящими к появлению их в отработавших газах двигателя, являются недостаток (общий или местный) кислорода; наличие в цилиндре зон пониженной температуры, в которых происходит или обрыв цепей окисления углеводородов, или очень существенное замедление реакций; вялое сгорание или даже пропуски воспламенения в отдельных циклах. Общий или местный недостаток кислорода в процессе сгорания может быть обусловлен как регулировкой карбюратора (или системы подачи топлива) на обогащенную смесь, так и низким качеством смесеобразования (неоднородность топливовоздушной смеси, наличие жидкой пленки топлива во впускном трубопроводе, неоднородность распределения топлива по отдельным цилиндрам многоцилиндрового двигателя, цикловая неоднородность). Пониженная температура газа вцилиндре в процессе сгорания наблюдается около стенок камеры в «зоне гашения» (см. разд. 1.1). Объем газа в зоне гашения зависит от размеров цилиндра, степени сжатия, отношения S/D, формы камеры сгорания, наличия вытеснителей. Кроме того, в отдельных элементах объема камеры сгорания вследствие неоднородности состава топливовоздушная смесь может оказаться вне пределов воспламеняемости. Это также приводит к появлению зон пониженной температуры с высоким содержанием углеводородов. Причиной вялого сгорания (пропуска зажигания) смеси в отдельных циклах могут быть отклонение от оптимального состава смеси и степени турбулентности в зоне свечи, различия в общем составе смеси в отдельных циклах. Степень цикловой неравномерности зависит также от способа зажигания топливовоздушной смеси в цилиндре, от энергии искры и т. д. Вялое сгорание, а также пропуски зажигания могут иметь место, когда топливовоздушная смесь сильно разбавлена остаточными газами, например в двухтактных карбюраторных двигателях или на режимах холостого хода. Newer news items:
Older news items:
|