Основы образования токсичных веществ в цилиндре двигателя (часть 8) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
В последние годы в связи с выделением в атмосферу значительных количеств окислов азота с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания было проведено много исследований для выяснения механизма образования окислов азота в цилиндрах двигателей различных типов и влияния на количество окислов азота в отработавших газах параметров рабочего процесса. Исследование процесса образования окислов азота в цилиндре двигателя внутреннего сгорания усложняется изменением объема камеры сгорания (из-за движения поршня), гетерогенностью топливовоздушной смеси, движением смеси в камере сгорания, диссоциацией продуктов сгорания, неравномерностью распределения топлива по отдельным цилиндрам и цикловой неравномерностью. Установлено, что при максимальных температурах цикла в дизелях и двигателях с искровым зажиганием (Ттах= 1800 -2800 К) из окислов азота практически образуется только N0 [35]. В отработавших газах двигателей с искровым зажиганием содержание N0 составляет 99% количества всех окислов азота (N0), а в отработавших газах дизелей — более 90%. В выпускной системе двигателя (при наличии кислорода в продуктах сгорания) после выхода отработавших газов в атмосферу происходит окисление N0 до N02 по реакции 2N0 +02<->2N02. (17) В ряде работ [18, 21, 78, 86] установлено, что в цилиндре двигателей внутреннего сгорания (дизелей и двигателей с искровым зажиганием) происходит «закалка» («замораживание») окиси азота на уровне максимальной концентрации. Исключением является случай сжигания обогащенных смесей (при ^ а<1). Таким образом, в процессе расширения и выпуска концентрация N0 не изменяется. На рис. А, а приведены результаты исследовании по образованию N0 в цилиндре двигателя с искровым зажиганием, выполненных с помощью быстродействующего газоотборного клапана с гидравлическим приводом [18, 86]. Подобная картина наблюдалась и в цилиндре дизеля 14 12/14 с камерой сгорания в поршне'[21]. Отбор проб проводился газоотборным клапаном, установленным в крышке цилиндра. Увеличение максимальной температуры в процессе сгорания, получаемое изменением различных параметров рабочего процесса, всегда приводило к увеличению выхода N0 (для топлив, не содержащих азот). В цилиндре двигателя в процессе сгорания топлива температура газа в различных частях объема камеры сгорания различна. В тех зонах, где сгорание топлива произошло раньше, температура газа выше вследствие „поджатия" газа из-за сгорания в последующих зонах. Кроме того, из-за неоднородности топливовоздушной смеси в цилиндре содержание кислорода в продуктах сгорания может быть неодинаковым в различных частях камеры сгорания. Это приводит к различию концентраций окиси азота по объему камеры сгорания, особенно в случаях, когда в камере сгорания нет организованного движения воздуха. Сказанное выше подтверждается экспериментальными данными, полученными при отборе проб газа газоотборным клапаном, установленным в разных местах камеры сгорания четырехтактного двигателя с искровым зажиганием (рис. А, а). Концентрация NOв пробах газа, отобранных при расположении 16клапана в боковом отверстии 2, оказалась значительно выше (примерно на 1500 млн-1), чем в пробах при верхнем расположении клапана. Newer news items:
Older news items:
|