Основы образования токсичных веществ в цилиндре двигателя (часть 5) |
Токсичность двигателей внутреннего сгорания |
Сравнение равновесных концентраций СО, подсчитанных для идеального цикла с подводом тепла при постоянном объеме в зависимости от расширения смеси (рис. 2), с опытными данными о концентрациях СО в отработавших газах показало, что последние значительно выше равновесных при температуре конца расширения [85]. Значения Он 1,0 по оси абсцисс соответствуют началу и концу расширения. Замеренные концентрации СО ближе к равновесным при условиях начала расширения. Исследования последних лет показали, что это расхождение может быть объяснено на основе законов кинетики химических реакций. В качестве реакции, определяющей содержание окиси углерода в отработавших газах, принята реакция (4) [39, 77]. Скорость уменьшения концентрации СО (или увеличения концентрации СОг) определяется при этом уравнением [39] При частоте вращения коленчатого вала n=1500 об/мин процесс расширения в четырехтактном двигателе длится около 20 мс. За это время температура изменяется примерно на 1200 К, т. е. скорость изменения температуры составляет около 60 К/(м-с). В определенный момент расширения происходит «закалка» продуктов догорания окиси углерода. При составе смеси, близком к стехиометрическому, температура «закалки» равна примерно 1020 К [39]. По мере обогащения смеси температура «закалки» несколько увеличивается, приближаясь при а~0,7-к максимальной теоретической температуре цикла. Альдегиды. В дизелях альдегиды образуются в период предпламенных реакций (их называют также холодным пламенем). Альдегиды и пероксиды (перикиси) являются типичными продуктами этих реакций [2]. При образовании альдегидов выделяется тепло. В процессе самовоспламенения топлива они активной роли не играют. Как в дизелях, так и в двигателях с искровым зажиганием могут образоваться альдегиды, если часть процесса сгорания протекает при низких температурах, что наблюдается при охлаждении смеси холодными поверхностями камеры сгорания пли при сгорании очень обедненной смеси в конце процесса сгорания в двигателях с послойным смесеобразованием. В процессе сгорания, происходящем при высоких температурах, альдегиды могут сгорать. Углеводороды. В отработавших газах двигателей содержится свыше двухсот различных углеводородов [81]; в то же время теоретические расчеты (из условий равновесия) показывают [77], что углеводороды в отработавших газах не должны содержаться. В действительности даже в двигателях с искровым зажиганием топливовоздушная смесь не является гомогенной. Температура в процессе сгорания смеси различна по объему камеры, что изменяет условия сгорания. В ряде исследований [18, 61, 86] было также установлено, что вблизи сравнительно холодных стенок камеры сгорания происходит гашение пламени. Это приводит к замедлению или исключению реакций горения в части смеси, находящейся в зоне гашения. Фотографирование процесса сгорания в четырехтактном бензиновом двигателе через кварцевое окно в головке цилиндра позволило определить толщину зоны гашения в пределах 0,05—0,38 мм [61]. На рис. 3 показана зависимость содержания углеводородов в пробе газа от объема отбираемой за цикл пробы. Видно, что в непосредственной близости от стенок камеры концентрация СН резко возрастает. Таким образом, зона гашения является одним из источников выделения углеводородов. Newer news items:
Older news items:
|