Масляные насосы |
Техническая информация |
Для подачи масла к трущимся поверхностям в автомобильных поршневых двигателях внутреннего сгорания применяют два типа насосов — шестеренчатые и роторные. Схема устройства шестеренчатого насосапоказана на рис. 1, а. В корпусе 1насоса помещаются ведущая 2 и ведомая 5 шестерни.Ведущая шестерня снабжена шпонкой 3 и насажена на валик 4, приводимый во вращение от одного из валов двигателя. Ведомая шестерня свободно вращается на оси 6. Масло транспортируется во впадинах между зубьями шестерен и выдавливается в нагнетательный канал по мере того, как зубья входят в зацепление. Рис. 1 - Схемы масляных насосов: а) шестеренчатого; б) роторного Для разгрузки зубьев в зоне зацепления и свободного выдавливания масла из зазора между вершиной зуба и впадиной в корпусе или на крышке 10 насоса делается разгрузочная канавка 11, соединенная с нагнетающей стороной насоса. Обязательным элементом насоса является редукционный клапан, предохраняющий систему смазки от чрезмерных давлений, особенно при пуске холодного двигателя, когда вязкость масла велика. Канал перекрывается шариком 7 или поршеньком, поджимаемым пружиной 8, которая опирается на пробку 9. Натяжение пружины, аследовательно, идавление в масляной магистрали строго нормируются. При повышении давления шарик отжимается от седла,масло проходит опять на всасывающую сторону насоса. Роторный масляный насос показан на рис. 1, б. В корпусе 1свободно вращается кольцо 12 с вырезом в виде пятиконечной звезды. В зацеплении с ним находится ротор 13, насаженный на эксцентричный по отношению к кольцу вал 4. Масло выдавливается из зазора между ротором и кольцом в нагнетательный канал 14, образованный в корпусе насоса. Всасывающий канал обозначен индексом 15. Схема включения редукционного клапана и принцип действия аналогичны предыдущему. К вспомогательным элементам масляных насосов относятся маслоприемники, через которые масло засасывается в систему смазки. Они располагаются в наиболее глубокой части поддона и снабжены сеткой, задерживающей наиболее крупные частицы могущие повредить насос. По конструкции маслоприемники могут быть неподвижными или плавающими, способными менять свое положение в зависимости от уровня масла в поддоне. Конструкции насосов и маслоприемников некоторых автомобильных двигателей показаны на рис. 2. Рис. 2 - Конструкции масляных насосов и маслоприемников: а) масляный насос двигателя МЗМА-407: 1— колпак; 2 — фильтрующая сетка; 3 — каркасная сетка; 4 — шплинт; 5 — втулка; 6, 14 — пружины; 7 — шариковый клапан; 5 — ведущая шестерня; 9 — шпонка; 10 — шестерня привода; 11— штифт; 12 — ведущий вал; 13 — заборная труба; 15 — крышка; 16— шайба; 17 — сальник; 18, 19 — распорные трубки; 20 — винт; 21 — шайба; 22 — кольцо; 23 — выштамповка в колпаке; б) масляный насос двигателя ЗИЛ-130: 1— корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал насоса; 6 — корпус верхней секции; 7, 10 — ведущие шестерни секций; 8 — пружинное кольцо; 9 — штифт;11,14 — ведомые шестерни секций; 12 — прокладки; 13 — крышка масляного насоса; в) схема плавающего маслоприемника: 1— шарнир; 2 — воздушная полость; 3 — масло приемная трубка; 4 — корпус; 5 – сетка; г) роторныймасляный насос: 1— корпус; 2 — кольцо; 3— звездочка; 4 — вал насоса; 5 — клапан
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|