Детали клапанных механизмов газораспределения: распределительный вал (часть 2)
Техническая информация

На отечественных автомобильных двигателях распространен обычный шестеренчатый привод (см. рис. 2). На носок коленчатого вала устанавливают при этом стальную цилиндрическую шестер­ню 19, а на распределительный вал 12 текстолитовую шестерню 13 со стальной или чугунной ступицей. Реже, в паре со стальной шестер­ней применяются чугунные или алюминиевые шестерни. Такое сочетание шестерен, особенно когда используется текстолит, заметно снижает уровень шума привода, причем для большей плав­ности зацепления и бесшумности хода шестерни, как правило, выполняют с косой нарезкой. От проворачивания они удерживают­ся шпонками, положение которых точно ориентировано относитель­но коленчатого и кулачкового валов, а установка шестерен 19 и 13 между собой осуществляется по имеющимся у них меткам на ободе. При больших межцентровых расстояниях в приводе газораспреде­ления с нижним расположением кулачкового вала предусматривают промежуточную шестерню или же используют цепную передачу с бесшумными и роликовыми цепями.

Рис. 2. Носок коленчатого вала и привод кулачково­го вала газораспределения:

1и 18 — шпонки; 2 — ступица шкива; 3 — крышка распредели­тельных шестерен; 4 —центробежный датчик ограничителя числа оборотов коленчатого вала; 5 — эксцентрик привода бензонасоса; 6 — балансир; 7 — отверстие в шестерне привода распределитель­ного пала; 8 — болт крепления ограничительного фланца; 9 — ог­раничительный фланец; 10 — распорное кольцо; 11— опорная шей­ка вала 12; 12 — распределительный (кулачковый) вал; 13 — ше­стерня привода вала 12; 14 — штифт; 15 и 16 — упорные шайбы; 17 — шайба; 19 — шестерня коленчатого вала; 20 — крышка ко­ренного подшипника; 21 — маслоотражатель; 22 — маслоотводный желобок; 23 — самоподжимнойрезиновый сальник с маслоотводным желобком; 24 — пылеотражатель;  25 — храповик; 26 — шкив

Бесшумные или зубчатые цепи представляют собой сложную пластинчатую конструкцию (рис. 3, а). При использовании их обя­зательным является применение направляющих, а иногда и натяж­ных устройств, предупреждающих смещение цепи со звездочек и поддерживающих необходимое натяжение цепи. Бесшумные цепи довольно дороги в производстве, поэтому их применяют только в сравнительно простых по кинематике передачах, когда возникает необходимость замены обычных шестеренчатых передач в двигате­лях дорогих автомобилей.

Рис. 3 -Привод распределительного вала с помощью цепей и зубчатых ремней:

а) элементы конструкции и общий вид привода с бесшумной цепью; б) элементы конструкции роликовых цепей: в) двухступенчатый привод распределительного вала роликовой цепью (Ровер-2000); г) привод распределительного вала зубчатым ремнем (Понтиак-216); 1, 2 — установочные метки; 3 — успокоитель; 4 — натяжное устройство

Из роликовых цепей чаще всего применяют двухрядные, кон­струкция которых показана на схемах рис. 3, б. Роликовые цепи дешевле бесшумных и обеспечивают удовлетворительную работу привода кулачкового вала при любой его кинематической связи с коленчатым валом. Для роликовых цепей обязательными являютсянатяжные устройства (лениксы), а в отдельных случаях приме­няют специальные ограничители поперечных колебаний цепи, осо­бенно длинных ее ветвей. Принцип действия и возможные примеры таких устройств показаны на рис. 3, б, в.

Приводы газораспределения с верхним расположением кулачко­вого вала имеют сложную конструкцию. Передача в них осуществ­ляется роликовыми цепями, вертикальными валиками с конически­ми, червячными и винтовыми шестеренчатыми парами, а также гибкими зубчатыми бесконечными ремнями.

Приводы газораспределения, основанные на применении вали­ков и шестеренчатых пар, отличаются исключительной надежностью, но обладают повышенной энергоемкостью, шумностью и сравни­тельно дороги, поэтому их применяют только в мощных двигателях. Привод четырех кулачковых валов (по два вала на каждой головке цилиндра) с помощью двух вертикальных валиков и конических шестерен успешно используется, например, в дизеле В-2.

При верхнем расположении кулачкового вала в автомобильных двигателях более целесообразен цепной привод. Такой привод с роликовой цепью имеет, например, отечественный двигатель МЗМА-412 и многие современные зарубежные двигатели. Передача роликовой цепью может быть двухступенчатой, как, например, в двигателе Ровер-2000 (Англия) (см. рис. 3, в). Вращение от звез­дочки коленчатого вала передается роликовой цепью на валик привода вентилятора, а затем такой же, но более длинной цепью, на два распределительных вала, установленные на головках левого и правого блоков. Двухступенчатое расположение цепи уменьшает ее вытяжку и увеличивает срок службы.

В последнее время все большее распространение получают пере­дачи к верхнему распределительному валу наружными зубчатыми ремнями, изготовленными из синтетических материалов с стеклонитяным или иным кордом, предотвращающим их вытяжку. Такой привод применен, например, в двигателях Понтиак-216 (рис. 3, г), Фиат-124 (Спорт) и др. Привод с наружным зубчатым ремнем надежен, имеет небольшую стоимость и снижает шум меха­низма, что повышает качество двигателей легковых автомобилей.

Зубчатые ремни работают без смазки, от схода с цилиндрических зубчатых шкивов (звездочек), так же как и некоторые бесшумные цепи, они удерживаются с помощью буртиков, которыми снаб­жаются ведомая и ведущая звездочки. Натяжение их поддерживается зубчатым роликом (лениксом), как показано на рис. 3, г. Передачи с зубчатым ремнем закрывают легким штампованным или литым кожухом, защищающим их от пыли и влаги.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте