Детали клапанных механизмов газораспределения: распределительный вал (часть 1) |
Техническая информация |
Распределительный вал представляет собой стержень с опорными шейками и кулачками, предназначенными для своевременного открытия клапанов. Конструкция вала и вариант его расположения относительно других деталей механизма показаны на рис. 1. Число опорных шеек у распределительного вала чаще всего равно числу коренных шеек коленчатого вала (в рядных двигателях с полноопорными коленчатыми валами опоры кулачкового вала располагают через каждые два цилиндра, т. е. через одну коренную опору); число кулачков соответствует числу клапанов, а размещение их на стержне вала определяется расположением цилиндров, порядком работы двигателя и принятыми фазами газораспределения. Кроме опорных шеек 29 и кулачков 28, распределительный вал в карбюраторных двигателях имеет обычно винтовую шестерню для привода маслонасоса и распределителя зажигания, а часто и эксцентрик привода бензонасоса. В некоторых V-образных двигателях, например МеМЗ-966, ЗМЗ-66 и др., эксцентрик привода бензонасоса изготовляют в виде отдельной детали 5 и устанавливают на носке распределительного вала 12, как показано на рис. 2. В этом случае на носок устанавливают и соответствующий противовес 6 (балансир), выполненный в виде шайбы. Рис. 1 – Детали газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236: 1 — ведущая шестерня привода топливного насоса; 2 — упорный фланец распределительного вала; 3 — шестерня распределительного вала; 4, 6, 23 — болты; 5 — замковая шайба; 7 — ведомая шестерня привода топливного насоса; 8 — упорный фланец; 9 — шарикоподшипники; 10 — вал привода топливного насоса; 11 — ось коромысла; 12 — коромысло; 13 — упорная шайба; 14 — регулировочный болт; 15 — установочный штифт; 16 —штанга; 17 — направляющая втулка клапана; 18 — клапан впускной; 19 — клапан выпускной; 20 — втулки оси толкателей; 21 — ось толкателей; 22 — толкатели; 24 — подшипники (втулки) распределительного вала; 25 — втулка толкателя; 26 — ролики; 27 — распределительный вал; 28 — кулачки; 29 — опорная шейка вала
Рис. 2 - Носок коленчатого вала и привод кулачкового вала газораспределения: 1и 18 — шпонки; 2 — ступица шкива; 3 — крышка распределительных шестерен; 4 —центробежный датчик ограничителя числа оборотов коленчатого вала; 5 — эксцентрик привода бензонасоса; 6 — балансир; 7 — отверстие в шестерне привода распределительного пала; 8 — болт крепления ограничительного фланца; 9 — ограничительный фланец; 10 — распорное кольцо; 11— опорная шейка вала 12; 12 — распределительный (кулачковый) вал; 13 — шестерня привода вала 12; 14 — штифт; 15 и 16 — упорные шайбы; 17 — шайба; 19 — шестерня коленчатого вала; 20 — крышка коренного подшипника; 21 — маслоотражатель; 22 — маслоотводный желобок; 23 — самоподжимнойрезиновый сальник с маслоотводным желобком; 24 — пылеотражатель; 25 — храповик; 26 — шкив Распределительные валы дизелей и карбюраторных нижнеклапанных и верхнеклапанных двигателей с боковым нижним или верхним расположением вала имеют сходную конструкцию (см. рис. 1). Профили кулачков выбирают для них, сообразуясь с номинальными числами оборотов коленчатого вала двигателя, но в общем случае — это кулачки с выпуклым профилем обычные и так называемые безударные, обеспечивающие сравнительно плавный выбор зазоров в клапанном механизме. Опорные шейки кулачковых валов в автомобильных двигателях с нижним расположением распределительного вала устанавливают в подшипниках, представляющих собой стальные кольца, внутренняя поверхность которых покрыта тонким слоем антифрикционного материала. Такие биметаллические подшипники часто делают свертными из стале-баббитовой ленты (ЗМЗ-53, ЗМЗ-66 и другие двигатели) и запрессовывают в гнезда, расточенные в перегородках картера. Чтобы облегчить установку вала в подшипники, опорные шейки его делают иногда неодинаковыми. Например, в двигателях МЗМА диаметр последней шейки (от маховика) выполняется на 5,5 мм меньше диаметра передней опорной шейки (со стороны шестерни привода), а в двигателе ЗМЗ-21 на 4 мм. При одинаковых размерах опорных шеек, что более технологично, установку (просовывание вала через подшипники) осуществляют за счет гарантированного зазора в подшипниках, составляющего 0,03—0,09 мм. В ряде конструкций подшипники выполняют из алюминиевых или других легких сплавов толстостенными разъемными и предварительно закрепляют на опорных шейках с помощью пружинящих колец либо стяжных болтов, а потом запрессовывают в свои гнезда в сборе с валом. При верхнем расположении кулачковых валов для опорных шеек используют разъемные биметаллические тонкостенные подшипниковые вкладыши, которые устанавливают в постели, сделанные в приливах головки цилиндров или в съемных кронштейнах. Применяют также установку распределительных валов по телу, обеспечивая в этом случае обильную смазку их опорных шеек. Масло к опорным шейкам кулачковых валов обычно подается под давлением из каналов общей системы смазки двигателя. Кулачковые валы двигателей с верхним расположением выполняются с осевым сверлением, через которое масло подводится к опорным шейкам и кулачкам. Распределительные валы куют из обычных или легированных среднеуглеродистых сталей (марок 40, 45, 40Х и др.), или же отливают из специального чугуна. Опорные шейки, кулачки и эксцентрики закаливают аналогично шейкам коленчатых валов с применением токов высокой частоты. Осевое перемещение кулачковых валов допускается в пределахвсего 0,1—0,2 мм. Фиксацию их осуществляют специальными ограничительными фланцами или упорными болтами. Наибольшее распространение в автомобильных двигателях получил первый способ. Основу его составляет ограничительный фланец 9 и распорное кольцо 10 (см. рис. 2), размещаемые между передней опорной шейкой 11 кулачкового вала 12 и ступицей распределительной шестерни 13. Так как кольцо 10 делают толще фланца 9, то после затяжки болта крепления распределительной шестерни зажатым оказывается только распорное кольцо, что и обеспечивает заданное осевое перемещение кулачковому валу. Вал, установленный на место в сборе с шестерней 13, фиксируется в нужном положении ограничительным фланцем 9, который через окна 7 привертывается двумя болтами 8 к передней стенке блока цилиндров. В дизеле ЯМЗ-236 (см. рис. 1) распорное кольцо заменено буртиком, сделанным на ступице шестерни 3. Осевое перемещение кулачкового вала 27 обеспечивается путем соответствующего подбора толщины ограничительного фланца 2, который тоже размещается между торцами передней опорной шейки 29 и шестерни 3. Для крепления фланца 2 к блоку цилиндров в шестерне 3 предусмотрены два круглых окна. Когда распределительный вал фиксируют упорным болтом, то его размещают в крышке коробки распределительных шестерен и снабжают контргайкой. При этом в торец распределительного вала запрессовывают специальный термообработанный подпятник •со сферическим углублением или делают это углубление в головке болта крепления шестерни привода на носке распределительного вала. Зазор между упорным болтом и подпятником следует устанавливать только при выключенном двигателе. Иначе может произойти захватывание болта валом и неминуемая авария крышки шестерен. Привод распределительного вала осуществляют от коленчатого вала синхронно с вращением последнего и с заданным постоянным •передаточным отношением. В двухтактных двигателях распределительный вал вращается с оборотами, равными оборотам коленчатого вала, а в четырехтактных — скорость вращения распределительного вала вдвое меньше числа оборотов коленчатого вала. Распределительный вал приводят в движение с помощью различных шестерен, гибких цепейи зубчатых ремней.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|