Детали клапанных механизмов газораспределения: клапанные пружины |
Техническая информация |
Клапанные пружины обеспечивают плотное прилегание клапанов к седлам и своевременное закрытие их после завершения действия кулачков распределительного вала. Характеристика (жесткость) клапанных пружин подбирается из условий сохранения кинематической связи между деталями механизма газораспределения при работе двигателя на практически допустимом скоростном режиме. В существующих конструкциях автомобильных клапанных механизмов наиболее широко применяются витые цилиндрические пружины с постоянным шагом навивки. Наружный диаметр пружин определяется условиями их размещения на двигателе, а высота—типом газораспределения. Пружины нижнеклапанных механизмов обычно имеют 8—10 витков, верхнеклапанных — соответственно 6—8 витков. Два крайних витка являются опорными. Их размещают вплотную к соседним виткам и прошлифовывают, создавая сплошную кольцевую поверхность, перпендикулярную к оси пружины (см. рис. 1, а). Один из этих витков опирается на тарелку 3 крепления и центрирования пружины, а второй — на блок 5 или на головку цилиндров 19 при верхних клапанах (см. рис. 1, б), причем в алюминиевых головках (блоках) под пружину ставится стальная шайба 15, предохраняющая их поверхности от разрушения. Рис. 1 - Механизмы газораспределения: а) с нижним расположением клапанов: 1— ниша для сбора масла: 2 — полость коробки клапанов: 3 — шайба опорная (тарельчатая); 4 — сухарики; 5 — блок цилиндров; в—впускной канал; 7—головка цилиндров: 8,9 — впускной и выпускной клапаны; 10,20 — гнезда (седла) клапанов; 11— пружина; 12 — контргайка: 13 — проточка на стержне толкателя; 14 — распределительный вал; 15 — кулачки; 16 — толкатели; 17 — болт регулировочный: 18 — головка болта; 19 — направляющие втулки; б) с верхним расположением клапанов: 1- кулачок; 2 - картер; 3 - толкатель; 4 - штанга; 5 — стойка крепления валика коромысел; 6 — коромысло; 7 — валик коромысел: 8 - регулировочный болт; 9 - контргайка; 10 - наконечник стержня клапана; 11-тарелка пружин; 12 - сухарики; 13 – наружная пружина; 14- внутренняя пружина клапана- 15 - опорная шайба; 16 - направляющая втулка; 17 - клапан; 18 - седло клапана; 19 - головка цилиндра; в) со смешанным расположением клапанов: 1- впускной клапан; 2 и 7 — направляющая втулка; 3 и 8 — пружина; 4 — коромысло; 5 — штанга; 6 — выпускной клапан; 9 — толкатель; 10 — распределительный вал Чтобы устранить возможность возникновения опасного для прочности пружины резонанса, на клапаны ставят по две пружины с навивкой витков в противоположные стороны или делают пружины с переменным шагом навивки. Обычно по две пружины применяют в верхнеклапанных механизмах (см. рис. 1, б). Наружная пружина 13 имеет при этом большее, чем внутренняя 14, сечение витка Установка двух пружин с разной навивкой на каждый клапан позволяет также несколько уменьшать общую высоту клапанного механизма, что очень важно для верхнеклапанных двигателей и увеличивает надежность их работы. Так, при поломке одной из пружин клапаны не проваливаются в цилиндр, а витки поломанной пружины не могут войти в витки сохранившейся пружины, вызвать ее поломку и тяжелую аварию двигателя. Материалом для изготовления клапанных пружин служит 3—4 мм стальная проволока С65А, 65Г и др. Для предохранения от коррозии пружины лудят, оцинковывают или кадмируют.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|