Наблюдение и уход за системой охлаждения |
Техническая информация |
Регулирующие устройства систем охлаждения современных автомобильных двигателей легко позволяют поддерживать нужное для нормальной работы двигателя тепловое состояние его деталей и механизмов. При жидкостном охлаждении о тепловом состоянии двигателя судят по температуре охлаждающей жидкости на выходе из полостей рубашки охлаждения, а в двигателях воздушного охлаждения тепловое состояние оценивается непосредственно по нагреву стенок головки цилиндров. При помощи соответствующих датчиков и регистрирующих приборов или сигнальной лампы водитель постоянно наблюдает за тепловым состоянием двигателя, а в случае необходимости корректирует интенсивность охлаждения с помощью жалюзи и щитков с места управления. Одним из непременных условий нормального функционирования жидкостных и воздушных систем охлаждения является поддержание заданного натяжения ремня привода вентилятора. Слабая натяжка приводит к пробуксовке ремня, снижению производительности вентилятора и возможному перегреву двигателя. Чрезмерно натянутый ремень преждевременно выходит из строя и ускоряет износ подшипников системы. Поэтому степень натяжения ремней, способы выполнения и проверки натяжения оговариваются инструкцией завода-изготовителя. Натяжку ремней в клиноременных передачах оценивают по величине прогиба, которая в автомобильных двигателях обычно не превышает 10—15 мм под усилием нажатия большого пальца руки (рис. 1). В большинстве случаев ремень натягивают путем отклонения электрического генератора закрепляемого шарнирно на кронштейнах, или же для этой цели используются специальные натяжные устройства.
Рис. 1 - Проверка натяжения ремней: а) двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-966; б) двигатель ЗМЗ-21; в) двигатель ЗИЛ-130: 1 — шкив насоса гидроусилителя; 2 — шкивколенчатого вала; 3 — шкив генератора; 4 — шкив компрессора; 5 — шкив вентилятора
Уход за системой воздушного охлаждения заключается в проверке натяжения ремня перед каждым выездом, в периодической смазке подшипников системы и содержании в чистоте межреберных каналов цилиндров и головок. Уход за системой жидкостного охлаждения более сложен и трудоемок. Перед каждым выездом рекомендуется проверять уровень жидкости в радиаторе и в случае необходимости пополнять его. Необходимо своевременно устранять подтекание жидкости через различные соединения и сальники системы, периодически регулировать натяжение ремня вентилятора, смазывать подшипники насоса, проверять исправность термостатов, привод жалюзи и периодически промывать систему, чтобы удалять накипь, ржавчину и осадки. Следует помнить, что в систему охлаждения горячего и тем более перегретого двигателя нельзя заливать холодную жидкость, так как это вызывает чрезмерную деформацию и даже растрескивание стенок цилиндров и головок. С особой осторожностью на горячем двигателе должна также открываться пробка радиатора. Чтобы избежать ожогов паром, надо пользоваться рукавицей или защищать руку плотной тканью. Для уменьшения отложений в системе охлаждения из нее рекомендуется сливать жидкость как можно реже.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|