Наблюдение и уход за системой охлаждения
Техническая информация

Регулирующие устройства систем охлаждения современных автомобильных двигателей легко позволяют поддерживать нужное для нормальной работы двигателя тепловое состояние его деталей и механизмов. При жидкостном охлаждении о тепловом состоянии двигателя судят по температуре охлаждающей жидкости на выходе из полостей рубашки охлаждения, а в двигателях воздушного охлаж­дения тепловое состояние оценивается непосредственно по нагреву стенок головки цилиндров. При помощи соответствующих датчиков и регистрирующих приборов или сигнальной лампы водитель посто­янно наблюдает за тепловым состоянием двигателя, а в случае необ­ходимости корректирует интенсивность охлаждения с помощью жалюзи и щитков с места управления.

Одним из непременных условий нормального функционирования жидкостных и воздушных систем охлаждения является поддержа­ние заданного натяжения ремня привода вентилятора. Слабая натяжка приводит к пробуксовке ремня, снижению производитель­ности вентилятора и возможному перегреву двигателя. Чрезмерно натянутый ремень преждевременно выходит из строя и ускоряет износ подшипников системы. Поэтому степень натяжения ремней, способы выполнения и проверки натяжения оговариваются инструк­цией завода-изготовителя.

Натяжку ремней в клиноременных передачах оценивают по вели­чине прогиба, которая в автомобильных двигателях обычно не пре­вышает 10—15 мм под усилием нажатия большого пальца руки (рис. 1). В большинстве случаев ремень натягивают путем откло­нения электрического генератора закрепляемого шарнирно на крон­штейнах, или же для этой цели используются специальные натяж­ные устройства.

 

Рис. 1 - Проверка натяжения ремней:

а) двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-966; б) двигатель ЗМЗ-21; в) двигатель ЗИЛ-130: 1 — шкив насоса гидроусилителя; 2 — шкивколенчатого вала; 3 — шкив генератора; 4 — шкив  компрессора;  5 — шкив вентилятора

 

Уход за системой воздушного охлаждения заключается в про­верке натяжения ремня перед каждым выездом, в периодической смазке подшипников системы и содержании в чистоте межреберных каналов цилиндров и головок.

Уход за системой жидкостного охлаждения более сложен и тру­доемок. Перед каждым выездом рекомендуется проверять уровень жидкости в радиаторе и в случае необходимости пополнять его. Необходимо своевременно устранять подтекание жидкости через различные соединения и сальники системы, периодически регули­ровать натяжение ремня вентилятора, смазывать подшипники насо­са, проверять исправность термостатов, привод жалюзи и периоди­чески промывать систему, чтобы удалять накипь, ржавчину и осадки.

Следует помнить, что в систему охлаждения горячего и тем более перегретого двигателя нельзя заливать холодную жидкость, так как это вызывает чрезмерную деформацию и даже растрескивание стенок цилиндров и головок. С особой осторожностью на горячем двигателе должна также открываться пробка радиатора. Чтобы избежать ожо­гов паром, надо пользоваться рукавицей или защищать руку плот­ной тканью.

Для уменьшения отложений в системе охлаждения из нее реко­мендуется сливать жидкость как можно реже.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте