Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: жалюзи
Техническая информация

Жалюзи выполняются в виде набора вертикальных или горизонтальных сравнительно узких пластин-створок из оцинкованного железа. Они объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный или групповой пово­рот их около своих осей. Жалюзи прикрепляются к каркасу радиа­тора или к наружной облицовке его перед охлаждающей решеткой, как показано на рис. 1 и 2.

Рис. 1 - Смешанные системы охлаждения:

а)нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51: 1— водораспределительная труба; 2 — отверстия в трубе; 3 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 4 — то же головки цилиндров; 5 — тросик управлении жалюзи 18; 6 — выходной патрубок; 7 — термостат; 8 —перепускной канал; 9, 22 —соединительные шланги; 10, 21 — патрубки радиатора; 11— пробка радиатора; 12, 19 — верхний и нижний бачки радиатора; 13, 17 — трубки и пластины сердцевины радиатора; 14 — крыльчатка водяного насоса; 15—лопасти вентилятора; 16— радиатор     для     охлаждения   масла:    20 —краник;   23 — отопитель;

б)верхнеклапанного двигателя ГАЗ-24: 1, 21 — краники для слива жидкости; 2 — кран отключения радиатора 3 отопителя кузова; 4 — водораспределительная труба; 5 — датчик сигнального устройства; 6— отверстия в трубе 4; 7 — полость рубашки охлаждения головки цилиндров; 8 —протоки, соединяющие полости 7 и 23; 9 —дренажное отверстие; 10 —термостат; 11, 12 —датчики температуры и управления автоматической муфтой вентилятора; 13, 14 —пробка и контрольная трубка радиатора; 15 —радиатор; 16 —жалюзи; 17 - крыльчатка центробежного насоса; 18 - автоматическая муфта вентилятора; 19 - шкив привода вентилятора; 20 - лопасти вентилятора; 22 - входной патрубок центробежного насоса;23 —полость рубашки охлаждения цилиндров; 25 — гильзыцилиндров

Управляют створками жалюзи чаще всего вручную с места води­теля с помощью рукоятки 13 и проволочной тяги 11, заключенной в гибкую оболочку и шарнирно связанную с рычагом 10 (см. рис. 2).

Рис. 2 - Жалюзи радиатора: 1, 9— нижний и верхний бачки радиатора; 2 — оси створок; 3. 6 — выходной и входной патрубки радиатора: 4— створки; 5 — горловина радиатора; 7,8— пароотводная труб­ка;  10 — рычаг управления створками;  11— тяга;  12 — корпус;  13 — рукоятка;  14, 15— шарик и пружина фиксирующего устройства

Если рукоятка 13 вдвинута до отказа, то створки 4 раскрыты, и воз­дух беспрепятственно обдувает охлаждающую решетку радиатора; при выдвинутой до отказа рукоятке створки поворачиваются около своих осей 2 и образуют перед лобовой поверхностью радиатора плотную шторку, преграждающую путь воздушному потоку. В зави­симости от режима работы и температуры окружающего воздуха створки могут быть установлены в любое фиксируемое шариком 14 промежуточное положение, необходимое для поддержания нормаль­ного теплового состояния двигателя. При горизонтальном располо­жении створок (автомобили ЯМЗ-236, ГАЗ-66, ГАЗ-24, ГАЗ-13) возможно более рациональное групповое управление ими: сначала закрываются нижние, а затем верхние пластины, как это сделано у двигателя автомобиля ГАЗ-13.

Механизм поворота автоматически управляемых створок сое­диняется с термостатом, позволяющим регулировать степень откры­тия их в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в верхнем (двигатель ЗИЛ-110) или нижнем (двигатель ЗИЛ-111А) бачках радиатора.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте