Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: термостат |
Техническая информация |
Термостат представляет собой автоматический клапан, действие которого основано на использовании свойств легкокипящих жидкостей или легкоплавких твердых тел. Устанавливают его на выходе из полости рубашки охлаждения двигателя на пути движения жидкости в радиатор. Различают термостаты одно- и двухклапаные,жидкостные, или сильфонные, и с твердым наполнителем. До последнего временибольше применялись сильфонные двухклапанные термостаты (рис. 1, а). Управление клапанами, основным 6 и перепускным 8, осуществляется в них сильфоном 10 представляющим собой гофрированный тонкостенный латунный баллон.Внутренняя герметичная полость его частично заполнена легко испаряющейся жидкостью, обычно состоящей из смеси 2/3 дистиллированной воды и 1/3 этилового спирта. Рис. 1 - Термостаты: а) жидкостный; б) с твердым наполнителем Когда жидкость в системе охлаждения не прогрета и в сильфоне 9 давление понижено, последний находится в сжатом состоянии. Вследствие этого основной клапан 6, перекрывающий выходной патрубок 5, плотно закрыт, а перепускной клапан 8, перекрывающий окна в корпусе 4 термостата, открыт. Корпус 4 уплотнен прокладками 3 и 7. Охлаждающая жидкость от насоса через патрубок 2 и перепускные окна в корпусе термостата циркулирует по малому кругу, т. е. внутри полости охлаждения. Минуя радиатор, она возвращается к насосу (в патрубок 1). Этим и достигается ускоренный прогрев двигателя. По мере прогрева системы охлаждения жидкость в сильфоне испаряется, давление в нем повышается; сильфон расширяется и открывает основной клапан 6 и одновременно закрывает перепускной клапан 8. С этого момента жидкость начинает циркулировать по большому кругу, т. е. поступает в радиатор, обеспечивая более интенсивное охлаждение двигателя. Клапан 6 начинает открываться, когда температура жидкости в системеохлаждения достигает 70—80°С и полностью завершает подъем при нагревежидкости до температуры 85—95°С. Таким образом, температурный режим двигателя в определенной мере регулируется изменением количества воды, проходящей через радиатор, в связи с изменяющейся площадью проходного отверстия перекрываемого клапаном термостата. Термостаты жидкостного типа имеют ряд недостатков, снижающих надежность их работы. К числу таких недостатков относятся: зависимость момента открытия клапана от давления в системе охлаждения, образование микроскопических трещин в стенках сильфона при деформации и возможный выход из строя термостата при перегреве двигателя.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|