Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: вентилятор
Техническая информация

Вентилятор в системе жидкостного охлаждения служит для повышения скорости потока воздуха, проходящего через охлажда­ющую решетку радиатора. Для автомобильных двигателей приме­няют одноступенчатые вентиляторы осевого типа с двумя, четырьмя, пятью, шестью и даже восьмью лопастями в зависимости от мощ­ности и назначения двигателя. Часто применяют четырехлопастные вентиляторы с Х-образным расположением лопастей, оси кото­рых образуют углы 70 и 110°. Это снижает вибрацию лопастей и уменьшает общий уровень шума вентилятора. Поэтому автомо­бильные вентиляторы обычно изготовляют с неравномерным рас­положением лопастей по окружности.

В практике применяются клепаные крыльчатки, с лопастями, отштампованными из листовой стали и литые из алюминиевых спла­вов или пластмасс. Вентиляторы с литыми профильными лопастями эффективнее штампованных, но последние технологичнее их, дешев­ле и благодаря этому получили преимущественное распространение. Однако в последнее время широкое применение получила и пласт­масса. Штампованным лопастям придают выпуклую форму или усиливают их ребрами жесткости. Выпуклые лопасти приклепывают к штампованной крестовине, а плоские скрепляют между собой заклепками.  Вентиляторы должны быть сбалансированы.

В большинстве случаев крыльчатку вентилятора устанавливают на ступицу шкива вала водяного насоса, центрируют по точно обработанному пояску ступицы и крепят к ней болтами вместе со шкивом насоса (см. рис. 1, а). При такой компоновке вентилятор и насос имеют общий клиноременный привод от шкива коленчатого вала. Чтобы повысить надежность передачи, особенно когда, кроме электрогенератора, она обслуживает и другие вспомогательные агрегаты, применяют сразу два (двигатель ЗИЛ-130) или три ремня (двигатели ЗМЗ-13, ЗМЗ-66 и др.). Наибольшее распространение получили легкие штампованные шкивы, но применяют и литые чугунные (двигатель ЗИЛ-130).

Рис. 1 - Смешанные системы охлаждения:

а)нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51: 1— водораспределительная труба; 2 — отверстия в трубе; 3 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 4 — то же головки цилиндров; 5 — тросик управлении жалюзи 18; 6 — выходной патрубок; 7 — термостат; 8 —перепускной канал; 9, 22 —соединительные шланги; 10, 21 — патрубки радиатора; 11— пробка радиатора; 12, 19 — верхний и нижний бачки радиатора; 13, 17 — трубки и пластины сердцевины радиатора; 14 — крыльчатка водяного насоса; 15—лопасти вентилятора; 16— радиатор     для     охлаждения   масла:    20 —краник;   23 — отопитель;

б)верхнеклапанного двигателя ГАЗ-24: 1, 21 — краники для слива жидкости; 2 — кран отключения радиатора 3 отопителя кузова; 4 — водораспределительная труба; 5 — датчик
сигнального устройства; 6— отверстия в трубе 4; 7 — полость рубашки охлаждения головки цилиндров; 8 —протоки, соединяющие полости 7 и 23; 9 —дренажное отверстие; 10 —термостат; 11, 12 —датчики температуры и управления автоматической муфтой вентилятора; 13, 14 —пробка и контрольная трубка радиатора; 15 —радиатор; 16 —жалюзи; 17 - крыльчатка центробежного насоса; 18 - автоматическая муфта вентилятора; 19 - шкив привода вентилятора; 20 - лопасти вентилятора; 22 - входной патрубок центробежного насоса;23 —полость рубашки охлаждения цилиндров; 25 — гильзыцилиндров

Шестеренчатый привод для автомобильных вентиляторов при­меняется редко, так как это связано с опасностью поломки лопастей и деталей самого привода при резком изменении скорости вращения,если в конструкции не предусмотрены фрикционные или упругие элементы. Шестеренчатый привод вентилятора используется в дизе­лях ЯМЗ-236 и 238 (рис. 2).

Рис.  2 -  Вентилятор двигателя  ЯМЗ-236 с шестеренчатым приводом: 1— шестерня распределительного вала; 2 — шестерня вентилятора; 3 — шарикоподшип­ники; 4 — самоподжимной сальник; 5 — вал; 6 — шпилька крепления; 7 — распорная втулка; 8— ступица муфты; 9 — ступица вентилятора; 10 — стальной диск; 11— рези­новое кольцо; 12 — шкив привода генератора и компрессора; 13 — лопасти вентилятора; 14 — корпус

Производительность вентилятора и потребляемая им мощность при заданных размерах и числе лопастей в основном зависят от ско­рости вращения его вала и угла наклона лопастей к плоскости охлаждающей решетки радиатора. С увеличением угла наклона (угла атаки) мощность, затрачиваемая на привод вентилятора, возрастает. В существующих конструкциях угол наклона лопастей составляет примерно 35—40°.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте