Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: насос |
Техническая информация |
Насос сообщает необходимую скорость движения жидкости в системах охлаждения с принудительной циркуляцией. В автомобильных и тракторных двигателях для этой цели применяют компактные, простые по конструкции одноступенчатые центробежные насосы низкого давления с напором от 4 до мм вод. ст. (≈0,04—0,1 Мн/м2). Такие насосы обеспечивают нужную производительностьпри сравнительно больших зазорах между рабочим колесом (крыльчаткой) 11 стенками корпуса. Это исключает возникновение между ними трения и возможный износ, не препятствует заполнению системыжидкостью, допускает термосифонную циркуляцию ее после остановки двигателя, что благоприятно сказывается на выравниваниитеплового состояния двигателя и имеет другие преимущества. В автомобильных двигателях эти насосы называют водяными. Па рис. 1 показан насос двигателя ЗМЗ-66. Основу этого и вообще автомобильных водяных насосов составляют: корпус 3, вал 2 крыльчатка 6, ступица 1 для крепления приводного шкива и вентилятора, самоподжимной сальник, предотвращающий утечку жидкости из системы через насос. Рис. 1 - Центробежный насос двигателя ЗМЗ-66 Корпус насоса состоит из двух частей. Вторая часть корпуса насоса, не показанная на рис 1, отливается вместе с крышкой распределительных шестерен. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, причем передний из них, несущий большую нагрузку, имеет больший размер. Концы вала выполнены с лысками, снабжены внутренней и наружной нарезками, а на теле его сделаны две кольцевые проточки. На один конец вала до упора в торец лыски напрессовывается крыльчатка 6, закрепляемая болтом, а на второй—ступица 1, которая закрепляется гайкой. В конструкциях, где ступица удерживается от проворачивания шпонкой вал всегда выполняют с резьбовым концом под шплинтуемую гайку (ЗИЛ-130, МЗМА-412). Иногда ступица удерживается на валу только на запрессовке (МЗМА-408). Обычно между ступицей и упорным (ограничительным) кольцом, закладываемым в кольцевую проточку на валу, зажимаются шарикоподшипники с их распорной втулкой. В гнезде корпуса 3 подшипники удерживаются стопорным пружинным кольцом (см. рис. 1). Шарикоподшипники с внешней стороны обычно имеют сальники, защищенные стальными шайбами. Сальники, вмонтированные вместе с шайбами в наружные обоймы подшипников, препятствуют вытеканию смазки из внутренней полости. Подшипники смазываются консистентной тугоплавкой смазкой марки 1—13 через пресс-масленку 5, причем смазку нагнетают до тех пор, пока она не начнет выходить через контрольное отверстие 4, просверленное в корпусе. Крыльчатка 6 в рассматриваемом насосе изготовлена из пластмассы, имеет стальную или чугунную ступицу и радиальное расположение лопаток. Применяются также чугунные и алюминиевые крыльчатки. Полость размещения крыльчатки в корпусе насоса со стороны выхода вала уплотняют самоподжимными сальниками. В насосе двигателя ЗМЗ-66 (см. рис. 1) такой сальник вмонтирован в гнездо, расточенное непосредственно в крыльчатке 6. Стенки этого гнезда имеют две диаметрально расположенные прорези, в которые входят выступы уплотняющей шайбы 12, изготовленной из прографиченного текстолита, и усики латунной обоймы 10, защищающей резиновую манжету 11сальника. На торец обоймы 10 опирается коническая пружина 8, прижимающая резиновую манжету 11 и шайбу 12 к тщательно обработанному торцу корпуса насоса. Меньшая латунная обойма 9 надевается на цилиндрическую часть резиновой манжеты 11и обеспечивает плотное прилегание ее к валу 2. Сальник собирается с крыльчаткой и запирается пружинным кольцом 13 до установки в корпус, что облегчает общую сборку насоса. Жидкость, просочившаяся через неисправный сальник, попадает в кольцевую канавку, проточенную на валу (или на специальный отражатель, как у ЗИЛ-130), сбрасывается центробежной силой с ее кромок и вытекает через отверстие 7 наружу (см. рис. 1). У большинства автомобильных двигателей водяной насос устанавливается па переднюю обработанную поверхность блока цилиндров или головку блока и имеет клиноременной привод от коленчатого вала через шкив, закрепляемый на ступице 1. Работу автомобильного центробежного насоса можно уяснить на примере двигатегляавтомобиля ГАЗ-24, система охлаждения которого схематично показана на рис. 2, б.
Рис. 2 - Смешанные системы охлаждения: Жидкость из радиатора 15 через патрубок 22 поступает к центру крыльчатки 17 водяного насоса, захватывается ее лопатками и под действием центробежной силы отбрасывается к периферии корпуса и выходному его патрубку. Далее по патрубку, ось которого расположена касательно относительно внутренней полости насоса, жидкость подается в напорную сеть, т. е. в распределительную трубу 4. Непрерывный приток охлажденной жидкости из насоса в полость рубашки вытесняют из нее нагревшуюся жидкость в радиатор.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|