Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: пробки наливной горловины радиаторов |
Техническая информация |
Пробки наливной горловины радиаторов в закрытых системах жидкостного охлаждения выполняют герметичными с двумя предохранительными клапанами: паровым и воздушным (рис. 1, б). Паровой клапан, уплотняемый резиновой прокладкой 6, открывается только для выпуска пара из системы, если его давление превышает заданные пределы (положение I). Воздушный клапан, снабженный уплотнительной прокладкой 8, пропускает в радиатор атмосферный воздух в случаях, когда при остывании двигателя в системе возникает повышенное разрежение (положение II). Повышение давления или разрежения в системе сверх допускаемых пределов может привести к разрушению охлаждающей решетки радиатора, поэтому величина их строго нормируется с учетом конкретных условий. Рис. 1 - Радиатор двигателя ЗМЗ-66: а) общий вид: 1, 17 — верхний и нижний бачки; 2 — присоединительный шланг; 3 — пробка; 4 — наливная горловина; 5, 14 — присоединительные патрубки; 6 — гнездо датчика; 7 — контрольная трубка; 8 — кронштейн; 9 — боковые стойки; 10 — распорная тяга крепления; 11— присоединительный патрубок отопителя; 12 — резиновые подушки, 13 — скобы крепления; 15, 16 — кран сливной и его гнездо; 18 — охлаждающая решетка; б) пробка наливной горловины: 1— стойка; 2 — корпус пробки; 3 — пружина пробки; 4 — пружина парового клапана; 5 — паровой клапан: 6, 8— резиновые прокладки; 7 — горловина радиатора; 9 — воздушный клапан; 10 —седло воздушного клапана: 11— пароотводная трубка; I—открыт паровой клапан; II— открыт воздушный клапан Так, например, в унифицированных пробках наливных горловин радиаторов автомобилей ГАЗ паровой клапан регулируется на избыточное давление в 0,45—0,55 кГ/см2(≈0,045—0,055 Мн/м2),вследствие чего вода закипает в системе только после нагрева ее до 109—112°С. Воздушный клапан открывается у них при падении давления в системе против атмосферного не более чем на 0,1 кГ/см2(≈0,01 Мн/м2) или на 73 мм рт. ст. Повреждение уплотнительных прокладок парового или воздушного клапанов нарушает герметичность системы и вызывает заметное увеличение расхода охлаждающей жидкости, поэтому прокладки 6 и 8 (см. рис. 1, б) следует тщательно оберегать от повреждений. При нормальном функционировании рассматриваемых клапанов закрытые системы только кратковременно могут сообщаться с окружающей средой через отверстие 11 (см. рис. 1, б) и пароотводную трубку 7 (см. рис. 1, а), прикрепленную к верхнему бачку 1и выведенную под радиатор. Открытые системы охлаждения через такую же пароотводную или контрольную трубку, как указывалось ранее, всегда соединены с атмосферой.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|