Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: сотовые радиаторы |
Техническая информация |
Сотовые радиаторы состоят из набора спаянных между собой горизонтальных трубок 1, длина которых равна глубине радиатора (см. рис. 1, г). Жидкость протекает здесь через щели 3, образованные внешними поверхностями трубок после спая их отбортованных кромок 2, а охлаждающий воздух — через трубки.
Рис. 1 - Охлаждающие решетки радиаторов: Основные детали радиаторов обычно изготовляют из латуни и скрепляют между собой методом пайки. Изыскиваются возможности использования алюминия для производства охлаждающих решеток автомобильных радиаторов. Общий вид радиатора показан на рис. 2, а. К верхнему 1 и нижнему 17 бачкам его припаяны две боковые стойки 9, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной, несущей две скобы 13, они образуют каркас — рамку радиатора. Каркас придает жесткость радиатору и необходим для крепления его на раме автомобиля. Детали каркаса объединяются в один узел с радиатором иногда легкосъемными клиновидными стяжными пластинами (двигатель МЗМА-407). Как правило, крепление радиатора на раме выполняется эластичным. Жесткое соединение с рамой не допускается, так как приводит к разрушению радиатора. По этой же причине радиатор с двигателем соединяют гибкими резиновыми шлангами, защищающими радиатор от вибрации двигателя. Рис. 2 - Радиатор двигателя ЗМЗ-66: а) общий вид: 1, 17 — верхний и нижний бачки; 2 — присоединительный шланг; 3 — пробка; 4 — наливная горловина; 5, 14 — присоединительные патрубки; 6 — гнездо датчика; 7 — контрольная трубка; 8 — кронштейн; 9 — боковые стойки; 10 — распорная тяга крепления; 11— присоединительный патрубок отопителя; 12 — резиновые подушки, 13 — скобы крепления; 15, 16 — кран сливной и его гнездо; 18 — охлаждающая решетка; б) пробка наливной горловины: 1— стойка; 2 — корпус пробки; 3 — пружина пробки; 4 — пружина парового клапана; 5 — паровой клапан: 6, 8— резиновые прокладки; 7 — горловина радиатора; 9 — воздушный клапан; 10 —седло воздушного клапана: 11 — пароотводная трубка; I — открыт паровой клапан; II — открыт воздушный клапан Представленный на рис. 2 радиатор автомобиля ГАЗ-66 в сборе с каркасом крепится на раме к отдельным кронштейнам посредством болтов и скоб 13. Эластичность опор достигается с помощью круглых резиновых подушек 12, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками. Боковые стойки 9 через кронштейны 8 и распорные тяги 10 дополнительно соединяются с рамой автомобиля, поскольку он имеет специфичную компоновку с откидывающейся вперед кабиной. Распорные тяги позволяют регулировать наклон радиатора при его установке. При обычной компоновке кабины для этой цели чаще всего используют пластинчатые кронштейны — пружины, соединяющие каркас радиатора с его внешней облицовкой или боковинами крыльев автомобиля.
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|