Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: сотовые радиаторы
Техническая информация

Сотовые радиаторы состоят из набора спаянных меж­ду собой горизонтальных трубок 1, длина которых равна глубине радиатора (см. рис. 1, г). Жидкость протекает здесь через щели 3, образованные внешними поверхностями трубок после спая их отбор­тованных кромок 2, а охлаждающий воздух — через трубки.

Рис. 1 - Охлаждающие решетки радиаторов:
а) трубчато-пластинчатого; б) трубчато-ленточного; в) пластинчатого; г) сотового

Основные детали радиаторов обычно изготовляют из латуни и скрепляют между собой методом пайки. Изыскиваются возмож­ности использования алюминия для производства охлаждающих решеток автомобильных радиаторов.

Общий вид радиатора показан на рис. 2, а. К верхнему 1 и нижнему 17 бачкам его припаяны две боковые стойки 9, представ­ляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной, несущей две скобы 13, они образуют каркас — рамку радиатора. Каркас придает жесткость радиатору и необходим для крепления его на раме автомобиля. Детали каркаса объединяются в один узел с радиатором иногда легкосъемными клиновидными стяжными пластинами (двигатель МЗМА-407). Как правило, крепление радиа­тора на раме выполняется эластичным. Жесткое соединение с рамой не допускается, так как приводит к разрушению радиатора. По этой же причине радиатор с двигателем соединяют гибкими резиновыми шлангами, защищающими радиатор от вибрации двигателя.

Рис. 2 - Радиатор двигателя ЗМЗ-66:

а) общий вид: 1, 17 — верхний и нижний бачки; 2 — присоединительный шланг; 3 — пробка; 4 — наливная горловина; 5, 14 — присоединительные патрубки; 6 — гнездо датчика; 7 — контрольная трубка; 8 — кронштейн; 9 — боковые стойки; 10 — распорная тяга крепления; 11— присоединительный патрубок отопителя; 12 — резиновые подушки, 13 — скобы крепления; 15, 16 — кран сливной и его гнездо; 18 — охлаждающая решетка;

б) пробка наливной горловины: 1— стойка; 2 — корпус пробки; 3 — пружина пробки; 4 — пружина парового клапана; 5 — паровой клапан: 6, 8— резиновые прокладки; 7 — горловина радиатора; 9 — воздушный клапан; 10 —седло воздушного клапана: 11 — пароотводная трубка; I — открыт паровой клапан; II — открыт воздушный клапан

Представленный на рис. 2 радиатор автомобиля ГАЗ-66 в сборе с каркасом крепится на раме к отдельным кронштейнам посредством болтов и скоб 13. Эластичность опор достигается с помощью круглых резиновых подушек 12, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками. Боковые стойки 9 через кронштей­ны 8 и распорные тяги 10 дополнительно соединяются с рамой автомобиля, поскольку он имеет специфичную компоновку с отки­дывающейся вперед кабиной. Распорные тяги позволяют регули­ровать наклон радиатора при его установке. При обычной компо­новке кабины для этой цели чаще всего используют пластинчатые кронштейны — пружины, соединяющие каркас радиатора с его внешней облицовкой или боковинами крыльев автомобиля.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте