Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: радиатор
Техническая информация

Системы жидкостного охлаждения состоят из рубашек охлаж­дения блока и головки цилиндров, радиатора, насоса, термостата, (вентилятора, соединительных патрубков и шлангов, распредели­тельных труб и каналов, сливных краников и других элементов. Радиатор служит теплообменником системы. Поступающая из полостей рубашек охлаждения двигателя жидкость через стенки радиатора отдает тепло потоку встречного воздуха, скорость движе­ния которого усиливается вентилятором.

Радиатор (см. рис. 1, а) состоит из верхнего 12 и нижнего 19 бачков, соединенных между собой трубками 13, образующими его сердцевину. Верхний бачок радиатора имеет подводящий патрубок 10, на который одевается шланг 9, и наливную горловину с Проб­кой 11, а нижний — отводящий патрубок 21, соединительные шланги 22 и сливной краник 20. С целью предохранения радиатора от разрушения из наливной горловины его отводится еще так назы­ваемая контрольнаяили пароотводная трубочка 14 (см. рис. 1, б) для выпуска пара в случае закипания жидкости и впуска воздуха в систему после остывания.

Рис. 1 - Смешанные системы охлаждения:

а)нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51: 1— водораспределительная труба; 2 — отверстия в трубе; 3 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 4 — то же головки цилиндров; 5 — тросик управлении жалюзи 18; 6 — выходной патрубок; 7 — термостат; 8 — перепускной канал; 9, 22 —соединительные шланги; 10, 21 — патрубки радиатора; 11 — пробка радиатора; 12, 19 — верхний и нижний бачки радиатора; 13, 17 — трубки и пластины сердцевины радиатора; 14 — крыльчатка водяного насоса; 15 — лопасти вентилятора; 16 — радиатор     для     охлаждения   масла:    20 — краник;   23 — отопитель;

б)верхнеклапанного двигателя ГАЗ-24: 1, 21 — краники для слива жидкости; 2 — кран отключения радиатора 3 отопителя кузова; 4 — водораспределительная труба; 5 — датчик сигнального устройства; 6 — отверстия в трубе 4; 7 — полость рубашки охлаждения головки цилиндров; 8 — протоки, соединяющие полости 7 и 23; 9 — дренажное отверстие; 10 — термостат; 11, 12 — датчики температуры и управления автоматической муфтой вентилятора; 13, 14 — пробка и контрольная трубка радиатора; 15 — радиатор; 16 — жалюзи; 17 крыльчатка центробежного насоса; 18 - автоматическая муфта вентилятора; 19 - шкив привода вентилятора; 20 - лопасти вентилятора; 22 - входной патрубок центробежного насоса;23 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 25 — гильзы цилиндров

В зависимости от конструкции сердцевины радиатора, назы­ваемой также охлаждающей решеткой, различают трубчатые, пластинчатые и сотовые радиаторы. Схемы построения их сердце­вин показаны на рис. 2.

Рис. 2 - Охлаждающие решетки радиаторов:

а) трубчато-пластинчатого; б) трубчато-ленточного; в) пластинчатого; г) сотового

Трубчатые радиаторы наиболее распространены. Они подразделяются на трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные. В трубчато-пластинчатых автомобильных радиаторах серд­цевина состоит из нескольких рядов латунных трубок и поперечных пластин (см. рис. 2, а). Трубки 1, обычно плоско-овальной формы (иногда их называют просто плоскими), расположены в шахматном порядке и проходят через поперечные пластины 2, увеличивающие теплорассеивающую поверхность радиатора. В трубчато-ленточиых радиаторах (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-53, ЯМЗ-236, ГАЗ-24) трубки устанавливаются друг за другом в ряд (см. рис. 2, б), а между ними прокладывается гофрированная лепта, ширина которой определяется толщиной (глубиной) радиатора. Гофрированная лента увеличивает теплорассеивающую площадь и способствует турбулизации потока воздуха, проходящего через охлаждающую решетку радиатора, что повышает его теплоотдачу в окружающую среду.

Пластинчатые радиаторы изготовляют из гофри­рованных пластин 1, попарно спаянных отбортовываемыми их кром­ками 4 (см. рис. 2, е). Ширина пластин равна глубине, а длина — высоте охлаждающей решетки радиатора. Жидкость протекает в них по узкой щели 3 между двумя спаянными пластинами. Для увеличения теплорассеивающей поверхности в промежутки 2 дополнительно впаивают иногда гофрированные ленты 5 (двигатель МЗМА-408).

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте