Элементы и узлы систем жидкостного охлаждения: радиатор |
Техническая информация |
Системы жидкостного охлаждения состоят из рубашек охлаждения блока и головки цилиндров, радиатора, насоса, термостата, (вентилятора, соединительных патрубков и шлангов, распределительных труб и каналов, сливных краников и других элементов. Радиатор служит теплообменником системы. Поступающая из полостей рубашек охлаждения двигателя жидкость через стенки радиатора отдает тепло потоку встречного воздуха, скорость движения которого усиливается вентилятором. Радиатор (см. рис. 1, а) состоит из верхнего 12 и нижнего 19 бачков, соединенных между собой трубками 13, образующими его сердцевину. Верхний бачок радиатора имеет подводящий патрубок 10, на который одевается шланг 9, и наливную горловину с Пробкой 11, а нижний — отводящий патрубок 21, соединительные шланги 22 и сливной краник 20. С целью предохранения радиатора от разрушения из наливной горловины его отводится еще так называемая контрольнаяили пароотводная трубочка 14 (см. рис. 1, б) для выпуска пара в случае закипания жидкости и впуска воздуха в систему после остывания. Рис. 1 - Смешанные системы охлаждения: а)нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51: 1— водораспределительная труба; 2 — отверстия в трубе; 3 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 4 — то же головки цилиндров; 5 — тросик управлении жалюзи 18; 6 — выходной патрубок; 7 — термостат; 8 — перепускной канал; 9, 22 —соединительные шланги; 10, 21 — патрубки радиатора; 11 — пробка радиатора; 12, 19 — верхний и нижний бачки радиатора; 13, 17 — трубки и пластины сердцевины радиатора; 14 — крыльчатка водяного насоса; 15 — лопасти вентилятора; 16 — радиатор для охлаждения масла: 20 — краник; 23 — отопитель; б)верхнеклапанного двигателя ГАЗ-24: 1, 21 — краники для слива жидкости; 2 — кран отключения радиатора 3 отопителя кузова; 4 — водораспределительная труба; 5 — датчик сигнального устройства; 6 — отверстия в трубе 4; 7 — полость рубашки охлаждения головки цилиндров; 8 — протоки, соединяющие полости 7 и 23; 9 — дренажное отверстие; 10 — термостат; 11, 12 — датчики температуры и управления автоматической муфтой вентилятора; 13, 14 — пробка и контрольная трубка радиатора; 15 — радиатор; 16 — жалюзи; 17 — крыльчатка центробежного насоса; 18 - автоматическая муфта вентилятора; 19 - шкив привода вентилятора; 20 - лопасти вентилятора; 22 - входной патрубок центробежного насоса;23 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 25 — гильзы цилиндров В зависимости от конструкции сердцевины радиатора, называемой также охлаждающей решеткой, различают трубчатые, пластинчатые и сотовые радиаторы. Схемы построения их сердцевин показаны на рис. 2. Рис. 2 - Охлаждающие решетки радиаторов: а) трубчато-пластинчатого; б) трубчато-ленточного; в) пластинчатого; г) сотового Трубчатые радиаторы наиболее распространены. Они подразделяются на трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные. В трубчато-пластинчатых автомобильных радиаторах сердцевина состоит из нескольких рядов латунных трубок и поперечных пластин (см. рис. 2, а). Трубки 1, обычно плоско-овальной формы (иногда их называют просто плоскими), расположены в шахматном порядке и проходят через поперечные пластины 2, увеличивающие теплорассеивающую поверхность радиатора. В трубчато-ленточиых радиаторах (двигатели ЗИЛ-130, ГАЗ-53, ЯМЗ-236, ГАЗ-24) трубки устанавливаются друг за другом в ряд (см. рис. 2, б), а между ними прокладывается гофрированная лепта, ширина которой определяется толщиной (глубиной) радиатора. Гофрированная лента увеличивает теплорассеивающую площадь и способствует турбулизации потока воздуха, проходящего через охлаждающую решетку радиатора, что повышает его теплоотдачу в окружающую среду. Пластинчатые радиаторы изготовляют из гофрированных пластин 1, попарно спаянных отбортовываемыми их кромками 4 (см. рис. 2, е). Ширина пластин равна глубине, а длина — высоте охлаждающей решетки радиатора. Жидкость протекает в них по узкой щели 3 между двумя спаянными пластинами. Для увеличения теплорассеивающей поверхности в промежутки 2 дополнительно впаивают иногда гофрированные ленты 5 (двигатель МЗМА-408).
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г. Newer news items:
Older news items:
|