Износ (часть 2) |
Сгорание |
404. В дизелях причиной большого износа гильзы цилиндра и поршневых колец является главным образом сера, содержащаяся в топливе. В холодном двигателе износ деталей действительно очень велик (рис. 182), и если не принимаются необходимые меры, то даже в прогретом двигателе износ в значительной мере зависит от процентного содержания серы (рис. 183). В течение долгого времени полный срок службы рассматриваемых деталей в решающей степени определялся средней длительностью прогрева после пуска холодного двигателя (рис. 184). 405. Для уменьшения износа начали применять масла для тяжелых условий эксплуатации, содержащие мыльно-металлические комплексы. Эти масла очень эффективны, особенно в тронковых поршневых двигателях, в которых смазка происходит за счет циркуляции вдоль стенки цилиндра масла из картера. В дополнение к этому топлива для автомобильных дизелей в последние годы были улучшены резким уменьшением содержания в них серы до 0,1—0,2%. В прогретом двигателе тенденция к износу из-за содержания серы в топливе вызвана не коррозией, а взаимодействием SO3 с пленкой смазочного масла, как уже упоминалось выше. 406. Это явление в большей степени имеет место, когда используется тяжелое нефтяное топливо. Связано это не только с тем, что такие топлива содержат обычно значительно больше серы (от 1 до 3% и больше), но также и с всегда имеющим место явлением замедления развития реакции вблизи стенок, что приводит к образованию у стенок большего количества органических кислот, оказывающих каталитическое действие на образование SO3. В больших крейцкопфных двигателях, использующих в качестве топлива мазут, обычно применяется подача точно дозированного необходимого количества смазки к цилиндрам с помощью лубрикаторов («потребительская» смазка вместо «циркуляционной» смазки). При этом не представлялось возможным обеспечить двигатель маслом с достаточным количеством щелочной присадки. Поэтому эксплуатация дизелей на нефти сопровождалась чрезмерно высоким износом и поломками из-за прихвата колец. 407. Решение было найдено путем эмульгирования масла, предназначенного для смазки цилиндров, водным раствором ацетата кальция в значительных дозах, выпускаемого фирмой Шелл с 1954 г. под названием Алекси «А». |