Движение заряда (часть 8) |
Сгорание |
Подобный метод «выжимания» воздуха из пространства между поршнем и головкой цилиндра был применен Рикардо в двигателях с искровым зажиганием и нижним боковым расположением клапанов очень давно (абзац 171). Позднее он же применил его на своем двигателе с воспламенением от сжатия и гильзовым распределением (см. рис. 124) и, наконец, на двухтактном двигателе (см. рис. 158, I ). Термин «выжимание» (сквиш) стал обычным в английской литературе после использования его в лаборатории Рикардо. 341. Наиболее эффективным применением движения воздуха по принципу «выжимания» является сочетание его с вихрем, создаваемым на впуске в четырехтактных двигателях с клапанным газораспределением при расположении камеры в поршне (рис. 166, а) и двухтактном двигателе при расположении камеры в головке (рис. 158, 7). Первоначально предполагалось, что «выжимание» вызывает тороидальное движение, к которому собственно и были приспособлены камеры сгорания, такие как Заурер и А. Е. С. (рис. 166, б). Существовало мнение, что при этом осуществляется комбинация тороидального и вращательного движений, причем увеличение угловой скорости вращения заряда достигается уменьшением диаметра камеры. Дикси, однако, показал, что комбинация вращения заряда вокруг оси цилиндра с эффектом вытеснения прежде всего приводит к усилению вращательного движения. Методом Алкока (нанесением алюминиевой краски определенной густоты на поршень и головку) Дикси зарегистрировал характер движения воздуха у стенок камеры проворачиванием коленчатого вала двигателя в течение определенного времени. Таким образом он нашел, что характер движения заряда у дна камеры такой же, как в пространстве цилиндра над поршнем, причем где-то на боковых стенках имеется «экватор», где заряд движется только горизонтально. Схематически движение заряда представлено на рис. 167, из которого видно, что характер этого движения очень сложный. Рикардо около 1930 г. в опытах с двигателем, имеющим гильзовое газораспределение (рис. 124), по наличию отложений сажи выяснил, что топливо увлекается внутрь камеры; но он разработал гипотезу о характере движения воздуха, которая позднее была опровергнута. При слишком высокой скорости вращательного движения заряда движение, направленное внутрь камеры, может привести к ярко выраженной тенденции к сажеобразованию из-за избытка топлива в ядре вихря, особенно при центрально расположенной форсунке. Это может одновременно сопровождаться чрезмерным проникновением топлива на периферию, что следует из рис. 167 и подтверждено практикой (сравните сказанное здесь с тем, что говорилось об эффекте тангенциальных продувочных окон двухтактного двигателя в абзаце 329). |