Регулирование фаз газораспределения (часть 1) |
Регулируемые системы газораспределения |
Актуальная задача расширения диапазона эффективной работы транспортных ДВС тесно связана с совершенствованием процесса газообмена показатели которого в значительной мере определяются законом движения органов газораспределения. Известно, что фиксированные фазы газораспределения, воспроизводимые кулачками распределительного вала традиционного механического привода, могут быть оптимальными в узких пределах номинального режима [4, 55, 70, 102]. Несоответствие фаз условиям неноминальных режимов является одной из причин повышенного среднеэксплуатациоиного расхода топлива и невысокой приспособляемости транспортных двигателей, что проявляется все более отчетливо при увеличении агрегатной мощности, повышении степени наддува и расширении области эксплуатации двигателей. Следует отметить неоднозначность самого определения оптимальности фаз газораспределения, поскольку фазы, удовлетворяющие условию получения наибольшей мощности, не всегда совпадают с фазами, соответствующими минимальному расходу топлива. Последние, в свою очередь, не являются удовлетворительными с точки зрения пусковых и других свойств двигателя. Например, настройка фаз газораспределения, направленная на снижение эмиссий N0* и С02 с отработавшими газами, ухудшает наполнение цилиндров и полноту сгорания, что приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. В практике затруднительным является не только определение оптимальных фаз на расчетном режиме, но и выбор этого режима, который зависит от условий эксплуатации и назначения двигателя. Отмеченные обстоятельства обуславливают целесообразность регулирования фаз газораспределения на работающем двигателе. При работе четырехтактного двигателя по внешней характеристике регулирование фаз, направленное на повышение коэффициента наполнения, улучшение очистки цилиндров и снижение затрат мощности на процесс газообмена, как правило, сводится к увеличению продолжительности открытия клапанов при повышении скоростного режима. Действительно, на высоких скоростных режимах время открытия клапанов недостаточно, и поэтому для хорошего наполнения цилиндра и удовлетворительного газообмена в нем клапаны должны быть открыты в течении большего угла поворота коленчатого вала. |