Предисловие (часть 2) |
Регулируемые системы газораспределения |
Значительный резерв повышения адаптивности систем воздухоснабжения и газообмена в настоящее время связывается с регулированием фаз газораспределения. Возможность изменения фаз на работающем двигателе раскрывает перспективу не только существенного улучшения показателей в широком диапазоне режимов работы ЛВС, но и решения ряда специфических задач, направленных на улучшение пусковых свойств двигателя, снижение токсичности отработавших газов, согласование расходных характеристик агрегата наддува и поршневой части двигателя, повышение приспособляемости по крутящему моменту, ограничение максимальных температуры и давления цикла, отключение части работающих цилиндров, торможение двигателем транспортной установки и др. В этой связи ведущие автомобилестроительные компании предпринимают все более настойчивые попытки создания регулируемых систем газораспределения. Уже накоплен определенный опыт серийного производства и эксплуатации двигателей, снабженных механическими устройствами регулирования закона движения клапанов, так называемыми системами: VANOS(бесступенчатое регулирование углового положения распределительного вала); VTEC(ступенчатое регулирование фаз и высоты подъема клапана за счет попеременной работы кулачков с различным профилем); VALVETRONIC(плавное регулирование высоты подъема клапана с одновременным масштабированием фаз). Изучается возможность использования последней системы в качестве органа регулирования количества рабочей смеси в цилиндре бензинового двигателя, что позволяет отказаться от дроссельной заслонки и повысить качество распыления и гомогенизации топливовоздушной смеси на режимах долевых нагрузок. Область потенциального применения регулирования газораспределения весьма обширна. Однако наиболее полно многофункциональное регулирование реализуется при индивидуальном управлении впускными и выпускными клапанами с возможностью независимого изменения моментов их открытия и закрытия. |