Предисловие (часть 1) |
Регулируемые системы газораспределения |
Несмотря на вековую историю создания и широкого использования двигателей внутреннего сгорания, современное состояние развития энергопреобразующих устройств показывает, что и в обозримой перспективе реальной альтернативы поршневым и газотурбинным двигателям - как основе мобильной энергетики - нет. Доминирующая роль ДВС в общем потреблении жидких углеводородных топлив нефтяного происхождения с учетом уже очевидного истощения доказанных и прогнозируемых запасов нефти дает основание предположить, что эффективность и продолжительность использования нефтяных ресурсов Земли в значительной степени будет зависеть от топливной экономичности двигателей внутреннего сгорания. Этим определяется насущность выявления новых путей повышения топливной экономичности теплосиловых установок транспорта. Все более трудновыполнимым для моторостроителей является также требование значительного повышения экологической безопасности, особенно в свете намеченного на 2006 год вступления в силу новых норм токсичности Евро-4, при сохранении и даже увеличении мощностных и динамических качеств силовой установки. Организация рабочего процесса двигателя с приемлемыми среднеэксплуатационными показателями в первую очередь предполагает обеспечение требуемого количества, состава и качества горючей смеси в цилиндрах на каждом из режимов эксплуатации. Успехи в применении микропроцессорной техники в системах топливоподачи дизельных и бензиновых двигателей уже сегодня позволяют реализовать многопараметрическое регулирование закона топливоподачи и таким образом приблизить эти системы к своим предельным возможностям. Узким звеном режимного регулирования состава и количества рабочего тела в цилиндрах является недостаточная управляемость процессами воздухоснабжения и газообмена, поскольку традиционные конструкции систем газораспределения серийных двигателей по своей принципиальной идеологии являются негибкими и изначально проектируются на определенный, как правило, номинальный режим работы установки. |