Трансмиссия (часть 1) |
Экономичность |
В современных автомобилях трансмиссия состоит из таких элементов, как коробка передач со сцеплением (или гидротрансформатором), карданный вал (с шарнирами Гука), главная передача, дифференциал, а также полуоси колес. Для анализа расхода топлива наибольшее значение имеют коробки передач и главная передача с дифференциалом. Различные потери в силовых передачах могут быть довольно значительными, особенно в автоматических трансмиссиях с относительно мало эффективными гидротрансформаторами и в гипоидных шестернях главной передачи с дифференциалом. Потери в подшипниках, шарнирах Гука и других элементах трансмиссии менее существенны. В коробках передач современных автомобилей, как с автоматическим, так и с ручным переключением реализуется лишь ограниченный набор передаточных чисел. Вследствие этого невозможно добиться абсолютно полного соответствия режима работы двигателя и движения автомобиля на всех режимах работы двигателя. Из-за отсутствия их полного соответствия при наперед заданных величинах скорости движения автомобиля и нагрузок двигатель, как правило, работает в условиях, не оптимальных для достижения его наилучших показателей. Последние достижения в области разработки бесступенчатых коробок передач вселяют некоторую надежду, и если эти коробки окажутся приемлемыми по стоимости, долговечности и технологии изготовления, то по прогнозам их использование позволит на 10 % повысить топливную экономичность, реализуемую в лучших современных конструкциях. Однако, к сожалению, разработка бесступенчатых передач еще далека от завершения. Передаточное число ведущего моста также является важной характеристикой соответствия режимов работы двигателя и автомобиля. Полным передаточным числом силовой передачи часто называют величину отношения N/V, где N — скорость вращения коленчатого вала двигателя в мин-1, а V — скорость автомобиля в милях в час при высшей передаче. В последние годы наметилась тенденция к уменьшению передаточного числа ведущего моста, т. е. к уменьшению отношения N/V. Вообще говоря, следствием такого уменьшения является снижение расхода топлива, однако при этом приемистость автомобиля снижается. Соотношение между этой характеристикой и экономичностью автомобиля показано на рис. 1.11 [9]. |