Обоснование целесообразности использования систем электронного управления двигателем (часть 4) |
Экономичность |
Для лучшего понимания теории электронного управления двигателем полезно кратко рассмотреть влияние изменения управляемых параметров двигателя на состав выпускных газов. Из трех указанных токсичных составляющих наиболее чувствительна к составу топливной смеси окись углерода СО. Она образуется всегда, когда для полного сгорания топливной смеси в ней не хватает воздуха. Для сгорания 1 г обычного бензина требуется примерно 14,7 г воздуха. Такое отношение количества воздуха к количеству топлива в топливной смеси, т. е. 14,7 : 1, называют стехиометрическим отношением (а такую смесь •— стехиометрической). По мере обогащения смеси (отношение количества воздуха к количеству топлива меньше 14,7) количество СО быстро увеличивается, а при значениях этого отношения, несколько превышающих 14,7, концентрация СО быстро уменьшается. Наличие углеводородов в отработавших газах является следствием неполного сгорания бензина, которое наблюдается в основном в непосредственной близости у стенки камеры, где пламя гасится у относительно холодной стенки еще до полного сгорания бензина. Расчеты показывают, что большое количество НС содержится именно в этом погашенном слое, но большая часть углеводородов окисляется либо в самой камере, либо в горячих отработавших газах после выпуска их из камеры. Количество НС наиболее чувствительно к регулировке момента зажигания, т. е. к положению поршня в момент образования искры, поскольку именно регулировкой момента зажигания определяется эффективный КПД двигателя. Существует определенное значение угла опережения зажигания, при котором за цикл в цилиндре производится наибольшее количество работы (при постоянных величинах всех других параметров). Для любого другого значения угла опережения зажигания количество производимой работы меньше, и в соответствии с условиями теплового баланса это уменьшение работы приводит к увеличению отводимого тепла. Чем больше теплоты отводится с отработавшими газами, тем больше сгорает углеводородов и тем меньше их концентрация. К сожалению, при этом снижаются показатели топливной экономичности, поскольку количество удельной работы, приходящейся на единицу массы израсходованного топлива, уменьшается. Newer news items:
Older news items:
|