Аэродинамическое сопротивление задней части кузова (часть 4) |
Экономичность |
Один из случаев критической конфигурации для автомобилей описан Джанссеном и Хучо [29]. Они экспериментально исследовали влияние на аэродинамическое сопротивление изменения угла наклона крыши задней части автомобиля и обнаружили, что в малом диапазоне значений углов наклона крыши (25—35°) кривая аэродинамического сопротивления имеет большой локальный максимум (рис. 10.21). Они обнаружили также изменение характера отрыва потока от задней части кузова в этом критическом диапазоне и проиллюстрировали это изменение двумя эскизами, включенными в рис. 10.21. В эксперименте было установлено, что при значениях угла, превышающих 32°, отрыв потока происходил в верхней части наклонной поверхности, а при значениях угла, меньших 28°, отрыв происходил в нижней части; для значений углов между этими двумя пределами точка отрыва случайным образом смещалась сверху вниз и наоборот. (Более подробно такая форма задней части кузова будет рассмотрена в следующем разделе). Что общего у приведенных примеров? С практической точки зрения существование локального максимума аэродинамического сопротивления означает, что малое изменение соответствующего ему критического значения геометрического параметра в любую сторону приводит к уменьшению аэродинамического сопротивления. Это позволяет во многих случаях, когда область большихсопротивлений установлена, выйти из нее. С точки зрения механики жидкости и газа общим является наличие отрыва потока и двух возможных типов обтекания. Часто, но не всегда, возможна неустойчивость обтекания. Наконец, все указанные случаи критических конфигураций связаны с обтеканием задней части тела. Следует отметить, что большинство, если не все, приведенных примеров критических конфигураций были обнаружены случайно, никакого критического поведения заранее не ожидалось. Тот факт, что увеличение аэродинамического сопротивления часто было неожиданным, связан со сложностью и трудностями исследования потоков, при которых оно возникает. Это означает, что для выявления критических конфигураций и описаний их поведения следует использовать результаты систематических экспериментальных исследований. Наконец, приведенные выше примеры показывают, что критичность конфигурации может быть причиной заметного повышения аэродинамического сопротивления, и это следует иметь в виду конструкторам автомобилей. Newer news items:
Older news items:
|