Аэродинамическое сопротивление задней части кузова (часть 1) |
Экономичность |
Отрыв потока. Если стратегия уменьшения аэродинамического сопротивления передней части кузова состояла в том, чтобы избежать отрыва потока, то для задней части кузова эта стратегия неприемлема: для предотвращения отрыва потока заднюю часть пришлось бы сделать непомерно длинной. Итак, при обтекании задней части кузова неизбежно происходит отрыв потока, обычно весьма значительный. Отрыв потока от задней части кузова может происходить двумя совершенно различными способами. Один из них двумерный (или осесимметричный) отрыв, а другой трехмерный. Первый из этих типов изучен лучше. Он происходит в ситуации, когда пограничный слой, образующийся у поверхности, в области положительного градиента давления достигает точки, в которой градиент скорости в перпендикулярном поверхности направлении уменьшается до нуля. В этой точке поток отрывается от поверхности, градиент давления уменьшается, и между обтекаемой поверхностью и оторвавшимся потоком возникает встречный поток. В силу требований непрерывности оторвавшийся поток где-то соединяется с основным потоком, образуя замкнутую область циркуляции воздуха. Если область циркуляции мала и локализована, поток присоединяется опять к поверхности обтекаемого тела, и такая область обычно называется «пузырем». Такое происходит, как правило, при локальных отрывах потока, вызванных резкими изменениями кривизны выпуклых или вогнутых участков поверхности и наличием ступенек, обычных для задней части кузова (рис. 10.15). В результате отделения потока от задней части кузова образуются большие области циркуляции, огибающие остальную заднюю часть кузова и замыкающиеся далее по потоку. Эти области никогда не бывают установившимися, случайные или периодические колебания их размеров могут быть весьма существенными. При общепринятом описании областей отрыва с помощью осредненных по времени значений характеристик обтекающего потока этот неустановившийся характер оказывается завуалированным, однако он всегда имеет место. Трехмерный отрыв потока по своей природе гораздо более сложен. Он происходит при обтекании неосесимметричных тел и при обтекании симметричных тел, наклоненных по отношению к потоку. В соответствии с предложенным Вэнгом [24] определением существуют два основных вида трехмерного отрыва потока — закрытый и открытый. Newer news items:
Older news items:
|