Влияние сопротивления на топливную экономичность |
Экономичность |
При движении на автомобиль действуют три различные силы — сопротивление качению, аэродинамическое сопротивление и составляющая силы тяжести, — которые действуют противоположно силе тяги, движущей автомобиль. В простейшем случае, когда автомобиль движется по ровной дороге с постоянной скоростью, в движении участвуют только первые две силы. Величина первой силы сопротивления качению зависит от конструкции шины и давления воздуха в ней, эта сила пропорциональна массе автомобиля. Ее величина практически постоянна — она лишь незначительно увеличивается с увеличением скорости и очень мало зависит от формы автомобиля. Аэродинамическое сопротивление, напротив, существенно зависит от скорости автомобиля. Его величина пропорциональна площади лобовой поверхности автомобиля и квадрату скорости воздуха. При очень малых скоростях аэродинамическое сопротивление пренебрежимо мало по сравнению с сопротивлением качению, однако при больших скоростях аэродинамическое сопротивление быстро возрастает, и, практически, именно оно составляет основную часть полного сопротивления. Тот факт, что аэродинамическое сопротивление быстро возрастает с увеличением скорости, хорошо известен, именно это обстоятельство послужило причиной ошибочного мнения, что аэродинамическое сопротивление играет важную роль лишь при больших скоростях. Это совсем не так. С помощью простой линейки можно разобраться в этом вопросе и оценить скорость, при которой роль аэродинамического сопротивления действительно становится важной, т. е. так называемую переходную скорость. Это скорость установившегося движения, при которой сила аэродинамического сопротивления равна силе трения качения (рис. 10.4). Для современных автомобилей эта скорость оценивается примерно в 50 км/ч (Гухо и др. [13]), а учитывая тенденцию к облегчению автомобилей и уменьшению сопротивления качению шин, можно сказать, что для автомобилей будущего переходная скорость станет еще меньше. Это означает, что даже при скоростях, Реализуемых во время движения в городах и пригородах, Примерно 50 % полного сопротивления при движении с постоянной скоростью приходится на долю аэродинамического сопротивления. Отсюда следует, что аэродинамическое сопротивление играет важную роль не только при движении по скоростным автострадам. К этому обстоятельству мы вернемся позжепри обсуждении вопроса об определении среднего расхода энергии по результатам испытаний по ездовому циклу ЕРА, соответствующему движению в городских условиях. Newer news items:
Older news items:
|