Основы явления сопротивления качению |
Экономичность |
Силы, действующие на свободно вращающуюся шину при прямолинейном движении с постоянной скоростью, изображены на рис. 8.2. Сила Frпредставляет собой силу сопротивления качения шины, определяемую как силой Fr, направленной по касательной к месту контакта шины с поверхностью дороги, причиной возникновения которой может быть не обязательно трение о дорогу, так и смещением точки приложения силы давления, которое происходит из-за внутренних потерь в материале. Чаще всего сопротивление качению шин характеризуется силой Fr, хотя ясно, что это можно было бы сделать, используя и другие меры, такие, например, как потеря мощности или снижение экономичности. В условиях свободного вращения или установившегося движения, когда внешний крутящий момент, приложенный к колесу, невелик, основной частью полных потерь является гистерезисная составляющая, на долю которой приходится более 90 % механических потерь в шине. Аэродинамическое сопротивление самой шины и трение о дорогу при этом незначительны. Справедливость приведенного утверждения показана Боуденом и Табором [2]. При начале движения автомобиля при температуре окружающей среды температура вращающейся шины начинает повышаться вследствие того, что гистерезисные потери в материале являются причиной выделения тепла. Из-за плохой теплопроводности резины для установления теплового равновесия шины требуется довольно продолжительное время. Например, установившееся тепловое состояние шины обычного легкового автомобиля в стандартных дорожных условиях достигается примерно через 30 мин после начала движения. Со временем равновесное состояние достигается. При этом повышенная температура в разных местах шины не одинакова, распределение температуры зависит от формы и конструкции шины. При установившемся тепловом состоянии средняя температура воздуха в полости шины будет выше, чем при начале движения. Результатом этого повышения температуры воздуха внутри шины является увеличение давления в шине по сравнению с первоначальным. Увеличение давления приводит к уменьшению деформации шины. Свойства, характеризующие гистерезисные потери в материалах шины, чувствительны к изменениям температуры. Они вместе с уменьшением деформации шины влияют на величину потерь в установившемся равновесном состоянии. Типичный график зависимости сопротивления качению от времени для шины современного легкового автомобиля изображен на рис. 8.3. Приведенное рассуждение свидетельствует о том, что для правильной оценки потерь в пневматических шинах требуется знание всех условий эксплуатации. Например, необходимо знать температуру шины и давление, которые зависят не только от продолжительности движения, но и от температуры окружающего воздуха и действующих нагрузок. Newer news items:
Older news items:
|