Основы теории смазки и износа (часть 5) |
Экономичность |
Причина этого состоит в том, что при получении соотношения Рейнольдса материалы вала и вкладыша считались абсолютно Жесткими и, таким образом, предполагалось, что нагрузка сосредоточена на малой части рабочих поверхностей подшипника. Учет упругой деформации каждой из этих поверхностей позволяет учесть их частичную приспособляемость, т. е. сближение на Участке большей площади. Уравнения, которые учитывают и гидродинамику и упругость конструктирующих тел, называются Уравнениями эластогидродинамической теории (ЭГД-теории). Одно из первых полученных на начальном этапе развития соотношений ЭГД-теории имеет вид В это отношение входит величина ос, представляющая собой коэффициент зависимости вязкости рт давления. Введение величины а позволяет учесть известный из практики современного машиностроения факт, что вязкость масла т]0 при атмосферном давлении отличается от вязкости смазочного вещества при эксплуатации машины, которая увеличивается из-за наличия давления в области контакта или в области нагружения. Значимость такого поведения жидкостей не была известна Рейнольдсу. Имеются формулы, соответствующие приведенным выше соотношениям, которые позволяют оценить вязкое сопротивление или трение в подшипнике. Однако эти формулы довольно сложны и, к тому же, они позволяют получить силу трения лишь в области, где определяется толщина пленки жидкости. Эта область, как показано на рис. 7.1, может простираться не более чем на 30°, что составляет менее 10 % длины окружности или площади опорной поверхности. Для определения таких параметров, влияющих на силу вязкого трения в области, где справедливы соотношения ЭГД-теории, рассмотрим зависимости (7.1) и (7.3). Полная сила трения в паре вал — подшипник представляется в виде Ft=Ft+F0.Величина отношения F^Foсущественно зависит от конструкции подшипника и от качества опорных поверхностей. Оценить величину отношения Fi/F0можно с помощью экспериментальных данных Макки [4], изображенных на рис. 7.2. На этом рисунке приведены данные о зависимости ц для пары вал — подшипник в условиях смазки от величины ZN'I(P'&)>где Z—вязкость жидкости; N'—скорость вращения вала; Р'— отношение приложенной нагрузки к площади опорной поверхности и б — относительный зазор в подшипнике (зазор равен разности диаметров вкладыша и вала). Newer news items:
Older news items:
|