Развитие отечественных турбокомпрессоров (часть 1) |
Двигатели с турбонаддувом |
В начальный период применения газотурбинного наддува конструкции турбокомпрессора отличались разнообразием профилирования проточных частей турбины и компрессора и конструктивного выполнения узла подшипников. Непрерывное совершенствование элементов турбин и компрессоров, достижения в области конструирования подшипников и уплотнительных узлов, накопление опыта производства и эксплуатации двигателей с турбонаддувом позволили в значительной мере оптимизировать конструкцию малоразмерных турбокомпрессоров. Следствием этого явилась определенная унификация компоновочной схемы и некоторых технических решений, реализуемых в конструкции. В нашей стране серийное производство турбокомпрессоре в для наддува автомобильных дизелей впервые было освоено на ЯМЗ. Для наддува тракторного дизеля мощностью 158 кВт был применен турбокомпрессор типоразмера ТКР 13, имеющий одинаковый наружный диаметр колеса компрессора и турбины, равный 130 мм. Для успешного производства турбокомпрессоров были освоены новые технологические процессы: литье колес турбины по выплавляемым моделям, сварка трением колеса турбины и вала ротора, "алмазное выглаживание" опорных поверхностей вала, раздельная балансировка колес компрессора и турбины и др. В 1970 г. на ЯМЗ началось серийное производство нового турбокомпрессора типоразмера ТКР 11 с диаметром колес ПО мм для наддува автотракторных дизелей, на которые ранее устанавливался турбокомпрессор типоразмера ТКР 13. Эффективные показатели компрессоров и турбины типоразмера ТКР. 11 были сохранены на уровне эффективных показателей турбокомпрессора типоразмер ТКР 13. Последующие расчетные и экспериментальные исследования позволили сделать вывод о возможности применения для наддува дизелей ЯМЗ турбокомпрессоров с диаметром колес 90...95 мм [1]. Таким образом, улучшение показателей турбокомпрессоров. достигнутое за последние годы, позволяет обеспечить наддув двигателей агрегатами со значительно меньшими диаметрами колес турбины и ком. рессора. В настоящее время один турбокомпрессор типоразмера ТКР 11 способен обеспечить наддув автомобильного дизеля мощностью до 550 кВт, ТКР 9 - до 350 кВт, типоразмера ТКР 7,5 - до 220 кВт, типоразмера ТКР 6,5 - до 150 кВт, типоразмера ТКР 5,5 - до 100 кВт и типоразмера ТКР 4,5 - до 60 кВт. Тем самым существенно уменьшен момент инерции ротора и масса турбокомпрессоров, используемых в качестве агрегатов наддува. Newer news items:
Older news items:
|