Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 5) |
Двигатели с турбонаддувом |
Нагрузка на упорный подшипник турбокомпрессора определяется действующими на него силами от пульсирующих давлений газа и воздуха в проточных частях турбины и компрессора. Под действием этих сил ротор совершает колебательное движение вдоль его продольной оси, характер которого зависит от совокупности всех приложенных сил: инерционной, определяемой массой ротора, демпфирующей, являющейся функцией нескольких переменных (вязкость смазочного материала, соотношение зазоров и площадей и др.), и поддерживающей гидродинамической силы в подшипниках. Динамическая нагруженность упорного подшипника оценивалась по результатам тензометрирования специального упорного фланца, который воспринимал осевые перемещения ротора. Для исключения влияния температур в измерительную схему были введены термокомпенсационные датчики, размещенные непосредственно на упорном элементе подшипника, а тарировка осуществлялась при различных значениях температур. Результаты исследований, проведенных с помощью тензометрирования свидетельствуют о том, что в пульсирующем потоке газа упорный подшипник нагружается динамической силой с частотой, равной частоте работы цилиндров двигателя. Динамическая нагрузка в 4-5 раз превышает статическую, направленную в сторону компрессора, т.е. при работе ТКР в стационарном потоке газа, например, при работе его на безмоторном стенде при исследовании компрессора или турбины (рис.53). Большие значения нагрузки упорного подшипника при работе на безмоторном стенде могут быть лишь при исследованиях компрессорной ступени в области больших коэффициентов расхода воздуха В этой области при небольшом изменении р существенно растет нагрузка упорного подшипника и даже возможен его отказ в работе, если несущая способность подшипника будет меньше действующих нагрузок. Работа узла подшипников при пуске и останове двигателя. Турбокомпрессор является, как правило, наиболее удаленной точкой от насоса смазочной системы. В этой связи одним из наиболее неблагоприятных эксплуатационных режимов работы автомобильного дизеля, влияющих на надежность узла подшипников ТКР, является режим пуска, особенно при отрицательных температурах. В этих условиях значительно задерживается поступление смазочного материала к подшипникам, что обусловлено гидравлическим сопротивлением как на линии всасывания насоса, так и элементов смазочной системы на линии нагнетания по ним смазочного материала повышенной вязкости. Недостаточное количество масла, вызванное задержкой его поступления, приводит к изменению гидродинамических условий работы подшипников ТКР, и при нарушении режима прогрева дизеля после пуска возможен отказ в работе ТКР или создание предпосылок для этого. Newer news items:
Older news items:
|