Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 4) |
Двигатели с турбонаддувом |
Влияние наружного зазора в сопоставляемых узлах подшипников противоположно: увеличение его в узле подшипников с ВВ приводит к появлению неустойчивых режимов работы, в то время как в узле подшипников с НМ по мере роста наружного зазора стабилизируется вращение ротора, (сближение положения оси вала с осью подшипника). Аналогично изменяются зависимости и при меньших частотах вращения. Причину столь резкого влияния зазоров в узле подшипников с ВВ следует искать в изменении демпфирующих свойств подшипника при изменении частоты вращения плавающей втулки. Влияние величины и направления векторов дисбаланса исследовано в узле подшипников с ВВ и НМ при одинаковых зазорах: внутреннем 0,05 и наружном 0,11 мм, соответствующих оптимальным зазорам для узла подшипников с ВВ. Установлено, что для обоих узлов подшипников наиболее неблагоприятными являются расположение векторов дисбаланса на колесах в одной плоскости и под углом 90 . Причем для узла подшипников с НМ резкое повышение А происходит лишь в узком диапазоне "критической" частоты вращения ротора, равной 33 500 мин. При максимальной частоте вращения (70 000 мин ')увеличение дисбаланса в 10 раз приводит к возрастанию величины А лишь на 34 % при противоположном расположении вектора дисбаланса и на 69 % при совпадающем. Исследования поведения ротора в аварийных ситуациях, приводящих к быстрому снижению давления смазочного материала перед подшипниками, проводились на стенде, в систему смазки которого был установлен клапан, управляемый от электромагнита. При открытии клапана происходило резкое уменьшение давления масла вследствие удаления большей части подаваемого насосом смазочного материала в бак через сменный жиклер. Это наблюдается при различных частотах вращения ротора от первоначального установленного значения давления, равного 0,6 МПа, до значений 0,3; 0,15 и 0,05 МПа, которые достигались путем подбора проходного сечения жиклера на сливном трубопроводе. Время резкого уменьшения давления смазочного материала определялось начальным и конечным значением давления и при данных исследованиях изменялось от 0,2 до 0,6 с. В результате исследований устойчивости вращения ротора при различных режимах работы ТКР с изменениями узла подшипников обоснован выбор конструктивных элементов, повышающих надежность узла. Newer news items:
Older news items:
|