Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 4)
Двигатели с турбонаддувом

 

Влияние наружного зазора в сопоставляемых узлах подшипников проти­воположно: увеличение его в узле подшипников с ВВ приводит к появле­нию неустойчивых режимов работы, в то время как в узле подшипников с НМ по мере роста наружного зазора стабилизируется вращение ротора, (сближение положения оси вала с осью подшипника). Аналогично изменя­ются зависимости и при меньших частотах вращения. Причину столь рез­кого влияния зазоров в узле подшипников с ВВ следует искать в измене­нии демпфирующих свойств подшипника при изменении частоты вращения плавающей втулки.

Влияние величины и направления векторов дисбаланса исследовано в узле подшипников с ВВ и НМ при одинаковых зазорах: внутреннем 0,05 и наружном 0,11 мм, соответствующих оптимальным зазорам для узла под­шипников с ВВ. Установлено, что для обоих узлов подшипников наиболее неблагоприятными являются расположение векторов дисбаланса на колесах в одной плоскости и под углом 90 . Причем для узла подшипников с НМ резкое повышение А   происходит лишь в узком диапазоне "критической" частоты вращения ротора, равной 33 500 мин. При максимальной часто­те вращения (70 000 мин ')увеличение дисбаланса в 10 раз приводит к возрастанию величины А лишь на 34 % при противоположном расположе­нии вектора дисбаланса и на 69 % при совпадающем. Исследования поведения ротора в аварийных ситуациях, приводящих к быстрому снижению давления смазочного материала перед подшипниками, проводились на стенде, в систему смазки которого был установлен кла­пан, управляемый от электромагнита. При открытии клапана происходило резкое уменьшение давления масла вследствие удаления большей части подаваемого насосом смазочного материала в бак через сменный жиклер. Это наблюдается при различных частотах вращения ротора от первона­чального установленного значения давления, равного 0,6 МПа, до значе­ний 0,3; 0,15 и 0,05 МПа, которые достигались путем подбора проходно­го сечения жиклера на сливном трубопроводе. Время резкого уменьшения давления смазочного материала определялось начальным и конечным зна­чением давления и при данных исследованиях изменялось от 0,2 до 0,6 с.

В результате исследований устойчивости вращения ротора при различ­ных режимах работы ТКР с изменениями узла подшипников обоснован выбор конструктивных элементов, повышающих надежность узла.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте