Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 3) |
Двигатели с турбонаддувом |
Сравнительные исследования ТКР 11 с обоими типами узла подшипников (вращающимися втулками и неподвижной моновтулкой) позволили установить, что в траектории движения ротора при работе ТКР на двигателе появляется компонента, определяемая вибрацией самого двигателя с частотой f= 0,025 л Гц. Амплитуда этой составляющей не превышает 10... 15 % общей амплитуды движения ротора и остается постоянной при всех скоростных режимах работы ТКР на дизеле и при различных условиях подачи смазочного материала. Устойчивость вращения ротора исследовалась в диапазоне частот вращения 15000...70000 мин при установке вращающихся втулок (ВВ) и неподвижной моновтулки (НМ). Проверялось влияние давления смазочного материала в диапазоне от 0,075 до 0.6 МПа при температурах от 20 до 110 С при различных сочетаниях внутреннего и наружного зазора, величины которых были избраны из условия обеспечения работоспособности узла подшипников с учетом рассеивания величин зазоров при серийном изготовлении, а также с учетом изнашивания деталей при эксплуатации. Балансировка ротора составляла 0.15; 0.75 и 1,5 г*см. Балансировку изменяли без разборки ТКР путем вворачивания в тело колес грузиков определенной массы. Было исследовано также поведение ротора в неблагоприятных условиях работы ТКР при пуске дизеля и в аварийных ситуациях, таких, как резкое снижение давления масла перед подшипниками. Необходимость сравнения двух типов узлов подшипников определила разработку комплексной методики исследований, включающих в себя в первую очередь выяснение роли наружного и внутреннего зазоров в подшипниках при вращении плавающего элемента или без него. В результате установлено, что внутренний и наружный зазоры в узле подшипников оказывают различное влияние на колебания ротора (рис.52). Так для узла подшипников с ВВ при увеличении внутреннего зазора от 0,05 до 0,11 мм при частоте вращения сбалансированного ротора, равной 60 ООО мин, резко растет величина А до значений, равных 0,8...0,9 предельных. В то же время в узле подшипников с НМ в этих же условиях величина А изменяется более плавно и ее максимальное значение не превышает 0,4 предельного. Узел подшипников с НМ может работать при вдвое больших внутренних зазорах, чем узел подшипников с ВВ. Newer news items:
Older news items:
|