Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 1) |
Двигатели с турбонаддувом |
Условия работы узла подшипников. Условия работы узла подшипников турбокомпрессора обусловлены широким диапазоном режимов работы автомобильных дизелей. Отсюда должна быть обеспечена работоспособность ТКР при следующих наиболее неблагоприятных сочетаниях режимов: при пуске в условиях недостатка смазочного материала; при прогреве, когда имеет место низкая температура и высокое давление смазочного материала; при резко переменных скоростных режимах в условиях изменяющегося температурного режима; при увеличенных зазорах в результате износа подшипников и разбалансированном роторе; при резком падении давления смазочного материала перед ТКР, связанным с отказом узлов и деталей смазочной системы. Одним из главных условий работоспособности узла подшипников является сохранение устойчивого вращения ротора (с минимальным отклонением положения оси вала от оси расточки корпуса под подшипник). Неравенства масс и центробежных сил от неуравновешенности ротора со стороны колес компрессора и турбины приводят к тому, что ротор совершает прецессионное движение, которое определяется динамическими характеристиками системы ротор-подшипник-опоры. Для выявлении вида колебаний ротора необходимо измерить перемещение ротора одновременно хотя бы в трех точках по его длине. Но в условиях чрезвычайно ограниченных габаритных размеров узлов подшипников это не представляется возможным. В результате устойчивость вращения вала ротора оценивают по данным измерения траектории его открытого конца, приняв допущение, что поперечные колебании ротора характеризуют собой угловые с точкой пересечения в центре масс ротора. Это допущение было проверено опытами, при которых одновременно измерялись перемещения ротора на его открытом конце и у каждого подшипника. В результате установлено, что лишь до частоты вращения 10 000 мин-1 ротор совершает цилиндрические по форме колебания. На остальных режимах и при различных температурах и давлениях масла сохраняется коническая форма поперечных колебаний ротора. Одновременно установлено, что изгиб ротора на всех режимах его работы, кроме аварийных ситуаций, настолько незначителен, что им можно пренебречь. |