Узлы подшипников турбокомпрессоров (часть 1)
Двигатели с турбонаддувом

 

Условия работы узла подшипников. Условия работы узла подшипников турбокомпрессора обусловлены широким диапазоном режимов работы авто­мобильных дизелей. Отсюда должна быть обеспечена работоспособность ТКР при следующих наиболее неблагоприятных сочетаниях режимов: при пуске в условиях недостатка смазочного материала; при прогреве, когда имеет место низкая температура и высокое давление смазочного материа­ла; при резко переменных скоростных режимах в условиях изменяющегося температурного режима; при увеличенных зазорах в результате износа подшипников и  разбалансированном роторе; при резком падении давления смазочного материала перед ТКР, связанным с отказом узлов и деталей смазочной системы.

Одним из главных условий работоспособности узла подшипников явля­ется сохранение устойчивого вращения ротора (с минимальным отклоне­нием положения оси вала от оси расточки корпуса под подшипник).

Неравенства масс и центробежных сил от неуравновешенности ротора со стороны колес компрессора и турбины приводят к тому, что ротор со­вершает прецессионное движение, которое определяется динамическими характеристиками системы ротор-подшипник-опоры. Для выявлении вида колебаний ротора необходимо измерить перемещение ротора одновременно хотя бы в трех точках по его длине. Но в условиях чрезвычайно ограни­ченных габаритных размеров узлов подшипников это не представляется возможным. В результате устойчивость вращения вала ротора оценивают по данным измерения траектории его открытого конца, приняв допущение, что поперечные колебании ротора характеризуют собой угловые с точкой пересечения в центре масс ротора. Это допущение было проверено опы­тами, при которых одновременно измерялись перемещения ротора на его открытом конце и у каждого подшипника. В результате установлено, что лишь до частоты вращения 10 000 мин-1 ротор совершает цилиндрические по форме колебания. На остальных режимах и при различных температурах и давлениях масла сохраняется коническая форма поперечных колебаний ротора. Одновременно установлено, что изгиб ротора на всех режимах его работы, кроме аварийных ситуаций, настолько незначителен, что им можно пренебречь.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте