Оценка сроков службы двигателей |
Долговечность |
В настоящее время имеется значительное число работ, посвященных статистической оценке долговечности деталей двигателей, которые базируются на сборе и соответствующей обработке информации, полученной с помощью изучения распределений отказов, возникших в эксплуатационных условиях. На основании исследований [56, 58, 109, 207, 278] были уточнены методики статистической оценки долговечности с учетом того, что износ деталей двигателя в значительной степени определяется нагрузкой и интенсивностью ее изменения. Для сопоставления были обобщены результаты наблюдения за изнашиваемостью 22 двигателей ЗМЗ-24, 75 двигателей ЗМЗ-21, 42 двигателей ЗМЗ-53 и 27 двигателей АЗЛК-412, эксплуатировавшихся в городских условиях с интенсивным попутным и встречным движением, частыми остановками, запусками, переключением передач и изменением скорости движения за счет переменного положения дроссельной заслонки. Обработка осциллограмм с записями режима показала, что более 80% общего времени движения автомобилей их двигатели работали на неустановившихся режимах. После сопоставления результатов экспериментальных и теоретических исследований с помощью ЭЦВМ была определена точность предлагаемого метода. Установлено, что при определении долговечности гильз цилиндров двигателей в диапазоне вероятностей от 0,1 до 0,25 погрешность составляет 27—41%, от 0,36 до 0,6 — 11—14%, от 0,65 до 0,87—10—15%. Для коленчатых валов и вкладышей в диапазоне вероятностей 0,65—0,87 погрешность составляет 18—22%, для поршней — 14—16%, поршневых колец — 10— 29% [123]. Из сопоставления результатов проведенных нами экспериментальных исследований 14 двигателей автомобилей, которые более 50% времени работали в условиях с большой запыленностью воздуха, с результатами теоретических расчетов следует, что в условиях, где превалирует абразивный износ деталей, погрешность предлагаемого метода несколько возрастает и в зависимости от типов двигателей составляет (%): для коленчатых валов — 21—32, поршней — 24—29, поршневых колец — 21—32, гильз цилиндров — 26—32 (в указанных диапазонах вероятностей). Таким образом, можно сделать вывод о возможности применения предлагаемого метода для предварительного прогнозирования долговечности некоторых деталей двигателей, работающих при неустановившихся нагрузочных режимах, что позволит определить нормативные показатели ремонтных и эксплуатационных мероприятий. Older news items:
|