Изменение энергетического электронного состояния металла (часть 1)
Долговечность

 

Большинство работ по изучению электронного состоя­ния металла посвящено исследованию влияния на них пластической деформации [114], термохимической обработки [721 и диффузионных процессов [201]. Влияние процессов трения на электронное со­стояние контактируемых металлов изучено мало. В работах 190,

97—103] показано, что в процессах трения и изнашивания электрон­ное состояние трущихся поверхностей выполняет важную роль. Особое значение указанный вопрос приобретает в связи с работой пар трения при динамически изменяющихся режимах. Это объ­ясняется тем, что нагрузки на поверхности трения на участках фактического контакта достигают величин, достаточных, чтобы вы­звать изменение электронного строения атомов контактирующих тел. Согласно [72], эти изменения происходят при удельных дав­лениях порядка 102 — 109 Мн/м2. Расчеты, выполненные с исполь­зованием методики [85], показали, что давления при динамичес­ких режимах в контакте для реальных пар трения двигателей достигают 1,1—2,3 • 109 Мн/м2. При таких давлениях количество локализированных электронов в твердом теле может возрастать, а коллективизированных — уменьшаться. Установлено [282], что локализированные электроны образуют в металлах ковалентную связь в объеме каждой структурной составляющей и между ато­мами койтактирующихся поверхностей, причем теперь доля ковалентной связи преобладает над металлической.

Для объяснений результатов выполненных исследований с помощью микрорентгеноспектрального анализа и ядерного у-резонанса были использованы некоторые положения зонной теории Блоха, модели Гайтлера — Лондона — Гейзенберга и конфигура­ционной модели вещества [72, 83, 114, 282, 313]. Естественно, что принятые положения применимы для объяснения лишь в первом приближении некоторых явлений, протекающих на поверхностях трения только при динамически изменяющихся режимах, т. е. когда электронная структура твердого тела выведена из обычного энергетического равновесия.

С учетом специфики металлов, используемых в двигателестроении, представляет интерес группа s-элементов, имеющих внеш­ние d-электроны при заполненных или незаполненных глубоко лежащих электронных оболочках. Особый интерес представляют ds-элементы, атомы которых имеют недостроенные d-оболочки. Это объясняется тем, что в химический состав исследуемых метал­лов (чугуны, подшипниковые сплавы) входят как переходные, так и непереходные металлы.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте