Влияние скорости (часть 6) |
Долговечность |
Причем микротрещины при изменении нагрузочного режима образуются в плоскости максимальных нормальных напряжений, а при изменении скорости — по плоскостям касательных напряжений. Необходимо отметить, что усталостные явления в микроучастках поверхностей трения, вероятно, протекают непрерывно, а процессы разрушения — за определенные периоды (например, для гильз цилиндров двигателей ЗМЗ-53 за 1 • 107 — 1 • 109 ед. усл. работы) при ускорениях более 30 1/с2. На рис. 91 представлены фрагменты динамики формирования поверхности трения гильзы цилиндра двигателя ЗМЗ-21. Из электронных снимков поверхностей трения при ускорениях коленчатого вала 30 1/с2 видно, что поверхностный слой характеризуется большим скоплением рельефов. С увеличением количества выполненной работы поверхности претерпевают существенные изменения. Вначале (1 • 10sед. усл. работы) трансформируются и вытягиваются углубления экструзионного характера, вызванные микродеформацией (рис. 91, а).После выполнения 1 • 108 ед. усл. работы следы экструзионного характера начинают разрушаться. При этом после выполнения 1 • 109 ед. усл. работы наблюдаются усталостные процессы — выкрашивание, сколы, охрупчивание металла микроучастков поверхностей трения (рис. 91, б). Эти положения хорошо совпадают с результатами, полученными в работе [245], где установлено существование инкубационного периода развития усталостного процесса, когда полосы скольжения в самом зерне еще не появились. С развитием субмикроскопических трещин и микроскопического растрескивания наблюдалось возникновение полос скольжения. Причем замечено, что рельеф поверхности, изменяющийся в процессе трения, не оказывает заметного влияния на скорость распространения усталостной трещины. Выполненный расчет по изменению дислокационной структуры образцов гильз цилиндров показал, что интенсивное увеличение 20 1/с2. При этом наблюдается интенсивное пластифицированное оттеснение участков поверхностного слоя. Из сопоставления результатов исследования образцов цилиндров двигателей, работавших при эквивалентных установившихся режимах, было установлено, что указанные процессы не имеют принципиального различия в конечной стадии усталостного разрушения поверхностей трения. Newer news items:
Older news items:
|