Влияние нагрузки (часть 9) |
Долговечность |
Изучение микроструктур подшипниковых сплавов показало, что одновременно с разрушением поверхностных структур, а также их пластического оттеснения и перемещения происходит уплотнение и перенаклеп микроучастков антифрикционного сплава. Об этом свидетельствует увеличение плотности поверхностного слоя и в сечении образцов. В результате исследований образцов вкладышей подшипников установлено, что наибольшее уплотнение поверхностей происходит в местах наибольшего износа. Причем изменение плотности подшипниковых сплавов при длительном воздействии неустановившихся нагрузок происходит значительно быстрее (в 4—5 раз), чем при эквивалентных установившихся. Очевидно, основная причина этого явления — снижение демпфирующей способности матрицы сплавов и, как следствие, развитие усталостных процессов. Несмотря на отсутствие очагов схватывания, на поверхностях трения с помощью микрорентгеносгектрального анализа шеек коленчатых валов обнаружено, что в процессе трения осуществляется микроперенос металла подшипников на поверхность шеек. Изучение динамики переноса составляющих антифрикционного подшипникового сплава шатунных вкладышей (рис. 86, правая шкала) показывает, что на поверхности шеек коленчатых валов интенсивный перенос происходит начиная с 1,4 Мн/м2 • с, а для коренных—при 0,8—1,2 Мн/м2 - с. Таким образом, при одинаковых нагрузочных режимах работы у двигателей ЗИЛ-130 коренные подшипники изнашиваются быстрее шатунных, что было подтверждено методом спектрального анализа проб отработавшего масла и взвешиванием вкладышей при стендовых и эксплуатационных испытаниях. Из сопоставления результатов исследования кинетики износа разных металлов, выполненных на машинах трения, и износных испытаний натурных образцов деталей двигателей, работавших при неустановившихся режимах, можно заключить об идентичности закономерностей и природы их изнашивания. Newer news items:
Older news items:
|