Действие нагрузок (часть 11)
Долговечность

 

С целью дальнейшего изучения кинетики разрушения чугунов в процессе нестационарных нагружении были исследованы типич­ные участки матрицы поверхностей трения с помощью электронной микроскопии (рис. 56). Как видно из рисунка, исходная поверх­ность трения характеризуется незначительными нарушениями струк­туры поверхностного слоя (рис. 56, а), которая сформировалась после приработки. В результате динамических воздействий поверх­ность трения претерпевает ряд изменений. Типичные участки имеют явные следы отслаивания перенаклепанных поверхностей и их вы­крашивания в результате развития усталостных процессов. Даже при незначительных интенсивностях изменения нагрузки (рис. 56, б) процесс разрушения поверхности по сравнению с установившимися режимами значительно интенсифицирован. Наиболее ярко прояв­ляется нарушение структуры с увеличением интенсивности прило­жения нагрузки (рис. 56, в).При значительных изменениях интен­сивности приложения нагрузки (рис. 56, г) площадь разрушения структур увеличивается, причем одной из наиболее вероятных при­чин такого разрушения могут быть не только процессы выкрашива­ния   перенаклепанных   микроучастков   из-за   расклинивающего действия смазочной среды, но и циклически изменяющиеся знакопе­ременные пластические деформации, которые определяют интенсивность развития усталостных явлений в наиболее крупных блоках матрицы [140].

Современные подшипниковые сплавы по структуре могут рас­сматриваться как материалы, обладающие матричной формацией. В связи с этим, несмотря на ряд принципиальных физических отли­чий в кинетике разрушения материалов деталей двигателей, ра­ботающих при неустановившихся режимах, возможно параллельное изучение процессов, происходящих на поверхностях трения чугу­нов и подшипниковых сплавов. Как указывалось ранее, в литерату­ре накоплено большое количество данных по выносливости автомо­бильных подшипников, изготовленных из различных материалов. Обычно выносливость сплавов оценивается максимальным давлени­ем, которое они могут воспринимать без усталостного выкрашива­ния в течение определенного времени работы [217]. Такое положение приводит к тому, что даже подшипниковые сплавы испытываются без учета реальных изменений спектров нагрузок и интенсивности их приложения. Поэтому изнашивание подшипниковых сплавов и процессы, происходящие на поверхностях трения в реальных условиях эксплуатации, как правило, отличаются от лабораторных.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте