Действие нагрузок (часть 11) |
Долговечность |
С целью дальнейшего изучения кинетики разрушения чугунов в процессе нестационарных нагружении были исследованы типичные участки матрицы поверхностей трения с помощью электронной микроскопии (рис. 56). Как видно из рисунка, исходная поверхность трения характеризуется незначительными нарушениями структуры поверхностного слоя (рис. 56, а), которая сформировалась после приработки. В результате динамических воздействий поверхность трения претерпевает ряд изменений. Типичные участки имеют явные следы отслаивания перенаклепанных поверхностей и их выкрашивания в результате развития усталостных процессов. Даже при незначительных интенсивностях изменения нагрузки (рис. 56, б) процесс разрушения поверхности по сравнению с установившимися режимами значительно интенсифицирован. Наиболее ярко проявляется нарушение структуры с увеличением интенсивности приложения нагрузки (рис. 56, в).При значительных изменениях интенсивности приложения нагрузки (рис. 56, г) площадь разрушения структур увеличивается, причем одной из наиболее вероятных причин такого разрушения могут быть не только процессы выкрашивания перенаклепанных микроучастков из-за расклинивающего действия смазочной среды, но и циклически изменяющиеся знакопеременные пластические деформации, которые определяют интенсивность развития усталостных явлений в наиболее крупных блоках матрицы [140]. Современные подшипниковые сплавы по структуре могут рассматриваться как материалы, обладающие матричной формацией. В связи с этим, несмотря на ряд принципиальных физических отличий в кинетике разрушения материалов деталей двигателей, работающих при неустановившихся режимах, возможно параллельное изучение процессов, происходящих на поверхностях трения чугунов и подшипниковых сплавов. Как указывалось ранее, в литературе накоплено большое количество данных по выносливости автомобильных подшипников, изготовленных из различных материалов. Обычно выносливость сплавов оценивается максимальным давлением, которое они могут воспринимать без усталостного выкрашивания в течение определенного времени работы [217]. Такое положение приводит к тому, что даже подшипниковые сплавы испытываются без учета реальных изменений спектров нагрузок и интенсивности их приложения. Поэтому изнашивание подшипниковых сплавов и процессы, происходящие на поверхностях трения в реальных условиях эксплуатации, как правило, отличаются от лабораторных. Newer news items:
Older news items:
|