Влияние смазки, газовой среды и температуры на износ (часть 13) |
Долговечность |
Второй период пуска характеризуется установившейся скоростью перемещения поверхностей трения. При этом слой масляной пленки прогревается и прочность ее нарушается. В этот период масляный насос не обеспечивает интенсивной подачи смазки к трущимся поверхностям. Однако в связи с достаточной вязкостью смазки и подвижностью слоя наступает гидродинамический режим, который из-за большой площади опоры поверхностей трения удерживает их от сближения, и износ деталей по сравнению с / периодом не увеличивается. В /// периоде пуска увеличиваются нагрузки на пары трения, возникающие в результате действия импульсов давления газов и силы инерции. Указанные силы вызывают удары и приводят к нарушению сплошности масляного слоя, интенсивному проникновению масла в микропоры и вырыванию под действием расклинивающего эффекта участков металла, импульсивному нагружению окисных слоев, защищающих поверхности трения, и их деформированию. В IV периоде, когда двигатель начинает работать на тихих оборотах вследствие большой вязкости смазки и слабой ее прокачиваемости, масляные слои, оставшиеся в зазорах, частично теряют свою несущую способность, и происходит интенсивная деформация поверхностных слоев металла в результате зацепления микровыступов. При этом могут развиваться усталостные явления в поверхностных слоях, процессы схватывания и образования чистых слоев металла, не защищенных от воздействий кислотных соединений, возникающих в процессе сгорания топлива и смазки. Следует упомянуть и экспериментальные работы [205], которые показали, что широко распространенное мнение о неизбежности больших износов двигателя, пускаемого без разогрева, не подтверждается достоверными экспериментами и является результатом неточных опытов или неоправданного распространения некоторых положений теории трения и смазки на условия работы автомобильных двигателей. Таким образом, можно заключить, что температурный режим систем охлаждения и смазки (особенно в процессе пуска) оказывает влияние на износ деталей двигателя, однако не определяет их износостойкость ввиду кратковременности перехода к оптимальному эксплуатационному режиму работы систем. В связи с тем, что температурный режим указанных систем определяется внешними климатическими и дорожными условиями и носит неустановившийся динамический характер, его влияние на износ двигателя рассмотрено ниже. Newer news items:
Older news items:
|