Контактное взаимодействие поверхностей трения (часть 10)
Долговечность

 

  1. В связи с отсутствием различных видов химических соединений металла с кислородом на трущихся поверхностях деталей происхо­дит образование сплошных слоев. При этом периодически выкра­шиваются твердые и хрупкие слои окислов.

В работах [27, 28, 44, 45, 86—89, 172, 212, 227] показано, что при наличии жидкой смазки, в процессе трения и изнашивания, модифи­кация поверхностей трения происходит не только кислородом воз­духа. Поверхностные слои могут насыщаться химическими элемента­ми (углеродом, серой, фосфором и др.), входящими в состав смазки. Такое насыщение сопровождается образованием поверхностных пленок, предотвращающих процессы схватывания металлов. Мо­дифицирование поверхностей указанными элементами значительно ускоряется за счет пластической деформации. Было обнаружено [451, что такое модифицирование начинается уже при температуре 18— 20° С. Следовательно, в процессе трения, когда происходит пласти­ческая деформация, интенсивность взаимодействия металла с этими элементами возрастает.

Таким образом, окислительный износ не вызывает значительно­го разрушения поверхностей трения и интенсивность его при пра­вильном выборе среды и трущихся пар значительно меньше, чем при других видах износа. Очевидно, что окислительный вид износа наи­более желателен при работе деталей машин.

Тепловой износ возникает при трении скольжением с большими скоростями относительного перемещения трущихся поверхностей (v= 3 м/с) и с большими удельными давлениями (Р« 2,5 Мн/м2), вызывающими интенсивное повышение температуры в поверхност­ных слоях трущихся металлов.

Взаимодействие поверхностей при тепловом износе выражается в возникновении металлических связей между контактаруемыми участками поверхностей. Последние обусловлены термической плас­тичностью, вызываемой действием теплоты внешнего трения на ме­талл трущихся поверхностей. Коэффициент трения при тепловом износе переменен: с возрастанием скорости скольжения он увеличи­вается, достигая своего максимума, затем плавно снижается. При теп­ловом износе поверхности трения покрываются надрывами, налип­шими и размазанными частицами металла.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте