Контактное взаимодействие поверхностей трения (часть 6) |
Долговечность |
По мнению Д. В. Конвисарова, наличие критических точек обусловливается пластическими деформациями поверхностного слоя истираемого металла, причем, в зависимости от смазочной среды, а также от металла пар трения критическая точка смещается. Так, при наличии смазки и трения серого чугуна по стали критическая точка смещалась в область низких давлений. Экспериментальным путем установлено, что по мере уменьшения абсолютной нагрузки на чугунный образец критическое давление снижается. Однако имеются данные о том, что для определенных сплавов критическое давление остается практически на одном уровне. В настоящее время большинство исследователей считает, что закономерность износа от нагрузки выражается квазилинейной зависимостью. В подтверждение сказанному можно привести ряд исследований [180, 339], в которых указывается на то, что износ пропорционален нагрузке в степени, превышающей единицу. Так, по данным Каюаба, показатель степени нагрузки для случаев истирания оловянистых и алюминиевых сплавов всухую и при смазке превышает единицу. Скоростной режим работы пар трения обусловливает не только интенсивность износа, но изменяет также и характер процесса. Результаты этих исследований указывают на то, что в отличие от износа при изменении нагрузки, изменение скоростных режимов приводит к увеличению износа только до определенной критической точки, специфичной для каждого материала, после чего наступает некоторое уменьшение интенсивности износа с последующим его возрастанием. В работе [180] показано, что износ чугунов при трении по стальному диску возрастает при повышении скорости скольжения, несмотря на снижение силы трения. Полученные зависимости износа образцов от окружной скорости диска показали, что сначала наблюдается увеличение интенсивности износа. Однако при дальнейшем повышении скорости интенсивность износа вновь снижается. Первоначальное возрастание износа с увеличением скорости объясняется тем [166], что между трущимися поверхностями находится возрастающее количество продуктов износа, которые не успевают удаляться, и они являются основной причиной повышения износа? Дальнейшее снижение износа с увеличением скорости перемещения пар трения объясняется возрастающим наклепом испытываемого металла. Newer news items:
Older news items:
|