Контактное взаимодействие поверхностей трения (часть 4) |
Долговечность |
Знакопеременные напряжения на поверхности, возникающие в процессе трения, приводят к ярко выраженному избирательному износу поверхности, образованию строчечной структуры; поверхность обогащается более прочными составляющими. Этот процесс на подшипниковых сплавах описан М. М. Хрущевым, А. Д. Курицыной [315], на чугунах и сталях — В. В. Чернешевым [324]. Б. И. Костецкий [172] на многих деталях двигателей внутреннего сгорания (шейке вала, стенке цилиндра и др.) также наблюдал такого рода изменения. Под действием царапающих элементов поверхностный слой разогревается, деформация локализируется в тонком поверхностном слое и поверхность выглаживается. При этом различают два вида изменений. Первый вид характеризуется постоянным состоянием размягчения поверхностных слоев, которое возникает при относительно стабильном по времени температурном режиме трения. При нестабильном изменении температурного режима трения наблюдается второй вид структурных изменений, характеризующийся закалкой поверхностного слоя, которая происходит из-за отдельных температурных вспышек и мгновенного охлаждения поверхностей. В этом случае растворяются отдельные составляющие сплавов. Наличие резких температурных вспышек вследствие неоднократных деформаций изменяет свойства материала в зоне контакта. При этом на определенных этапах возникает новая структура материала, по качеству отличная от исходной. Динамике структурных изменений в процессе трения посвящено ряд работ [212—215], где впервые показано, что в процессе трения существуют «квазиобратимые» процессы, которые характеризуются структурой, успевающей быстро перестроиться в исходное «выгодное» состояние. Длительность «безызносной» работы определяется временем, в течение которого материал способен восстанавливать «выгодную» исходную структуру. Анализ причин, вызывающих основные процессы на поверхности трения деталей машин, а также факторов, влияющих на их развитие в процессе изнашивания, указывает на прямую связь последнего с внешними механическими воздействиями. Основными факторами, определяющими процесс изнашивания пар трения, являются нагрузочные, скоростные и температурные режимы работы [230, 327]. Newer news items:
Older news items:
|