Разрушение металлов при трении
Долговечность

 

Долговечность пар трения современных машин в зна­чительной мере зависит от свойств материала, из которого они изго­товлены, его способности работать в определенных условиях тре­ния, наличия и состава газообразной, жидкой и твердых сред, вида смазки. Основными факторами, определяющими трение и из­нос, являются внешние механические воздействия, которые обу­словливают величину и градиенты температур, упругопластической деформации, активизацию поверхностных слоев металла и ряд других параметров.

Сложные процессы кинетики разрушения поверхностей трения при наличии смазки обусловливаются следующими группами факторов [183]:

а)   механическими (упругая и пластическая деформация, колебания);

б)  молекулярно-физическими (диффузия, адсорбция, нагрев, контактное плавление);

в)  механохимическими (хемосорбция, распад и образование химических высокомолекулярных соединений в смазке);

г)             электрическими, электрокинетическими, электрохимическими и др.

Приведенные группы процессов объединяют комплекс вопро­сов физико-химической механики деформации, а также разруше­ния металлов, основы которой изложены в работах [149—151, 266—269].

В последнее время появился ряд гипотез о существовании при трении избирательного переноса, а также структурной при­способляемости поверхностных слоев. Не останавливаясь на прак­тической ценности и научной обоснованности необходимо отметить их определенное практическое значение.

Существенным вкладом в развитие современных концепций об изнашивании твердых тел явилось созданное И. М. Любарским [211, 212] новое научное направление — динамическое металлове­дение, которое, пс сути, определило создание металлофизики трения [215]. Динамическое металловедение дало хорошие пред­посылки к изучению причин изнашиваемости металлов при реаль­ных режимах работы пар трения машин.

В данной главе рассмотрен ряд теоретических и эксперимен­тальных исследований, показывающих важность и сложность реше­ния проблемы влияния динамических режимов на износ машин. На примере современных, наиболее динамически нагруженных энергетических агрегатов — автомобильных двигателях показаны современные концепции о природе изнашивания пар трения.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте