Разрушение металлов при трении |
Долговечность |
Долговечность пар трения современных машин в значительной мере зависит от свойств материала, из которого они изготовлены, его способности работать в определенных условиях трения, наличия и состава газообразной, жидкой и твердых сред, вида смазки. Основными факторами, определяющими трение и износ, являются внешние механические воздействия, которые обусловливают величину и градиенты температур, упругопластической деформации, активизацию поверхностных слоев металла и ряд других параметров. Сложные процессы кинетики разрушения поверхностей трения при наличии смазки обусловливаются следующими группами факторов [183]: а) механическими (упругая и пластическая деформация, колебания); б) молекулярно-физическими (диффузия, адсорбция, нагрев, контактное плавление); в) механохимическими (хемосорбция, распад и образование химических высокомолекулярных соединений в смазке); г) электрическими, электрокинетическими, электрохимическими и др. Приведенные группы процессов объединяют комплекс вопросов физико-химической механики деформации, а также разрушения металлов, основы которой изложены в работах [149—151, 266—269]. В последнее время появился ряд гипотез о существовании при трении избирательного переноса, а также структурной приспособляемости поверхностных слоев. Не останавливаясь на практической ценности и научной обоснованности необходимо отметить их определенное практическое значение. Существенным вкладом в развитие современных концепций об изнашивании твердых тел явилось созданное И. М. Любарским [211, 212] новое научное направление — динамическое металловедение, которое, пс сути, определило создание металлофизики трения [215]. Динамическое металловедение дало хорошие предпосылки к изучению причин изнашиваемости металлов при реальных режимах работы пар трения машин. В данной главе рассмотрен ряд теоретических и экспериментальных исследований, показывающих важность и сложность решения проблемы влияния динамических режимов на износ машин. На примере современных, наиболее динамически нагруженных энергетических агрегатов — автомобильных двигателях показаны современные концепции о природе изнашивания пар трения. Newer news items:
Older news items:
|