Влияние исходных зазоров в сопряженных деталях (часть 4) |
Долговечность |
Работа сопряжения поршень — поршневой палец — шатун связана с восприятием значительных знакопеременных нагрузок при усювнях недостаточной смазки Под действием сил давления газов и инерции пален перемещается вверх и вниз в зазоре втулки верхней головки шатуна и частично в бобышках поршня. Следовательно, масляная пленка в зазоре меняет свою толщину. Зазор в данном сопряжении должен обеспечивать жидкостное трение при минимальной толщине слоя. Большинство исследователей считает, что целесообразно выбирать малый зазор, поскольку его увеличение понижает запас усталостной прочности как поршневого пальца, так и поршневой головки. При чрезмерно малом зазоре долговечности сопряжения, указывает на целесообразность выбора минимально возможного зазора с обеспе-ением жидкостного трения. В ряде конструкций современных автомобильных двигателей наименьший начальный зазор в коренных и шатунных подшипниках достигает значений 0,02 ммпри диаметре шеек 50 мм. При столь малой величине зазора, однако, должны быть выполнены высокие технологические требования при изготовлении сопряженных деталей как по исходной микрогеометрии, так и по некруглости формы. Некоторые фирмы для тонкостенных баббитовых вкладышей коренных подшипников при диаметре шеек до 57 ммрекомендуют исходный зазор в сопряжении 0,025 мм, а для подшипников из свинцовистой бронзы 0,05 мм. Для шатунных подшипников рекомендуемые зазоры лежат в пределах соответственно 0,012 и 0,05 мм. По данным некоторых автомобильных фирм ФРГ для коленчатых валов с диаметром шеек 30—40 мм рекомендуемый зазор 0,02—0,05 мм\ при диаметре шеек 60—70 мм этот предел расширяется до 0,03—0,07 мм и, наконец, для шеек с диаметром 90—100 мм рекомендуется зазор около 0,05—0,12 мм. Используя методику расчета Б. Я. Гннцбурга, базированную на гидродинамической теории смазки при учете переменных нагрузок на подшипник, М. С. Белиц-кип установил для всех двигателей ГАЗ оптимальную величину диаметральных зазоров в коренных подшипниках в пределах 0,08—0,09 мм и шатунных 0,07— 0,08 мм[2]. Newer news items:
Older news items:
|