Современные представления об износе машин и двигателей (часть 5) |
Долговечность |
Значительные успехи за последние годы достигнуты в области изучения условий смазки, в наибольшей степени определяющих темп и характер изнашивания сопряжений. Установлено, что жидкостная смазка обеспечивается при надлежащей форме поверхностей трения достаточной скоростью скольжения и малой нагрузкой. При этом наиболее сложными являются условия граничного трения, возникавшие при малой скорости скольжения и повышенной нагрузке. В области изучения* этих условий заслуживают серьезного внимания работы Боудена п Тейбора [34]. Ими установлено, что на граничное трение значительно влияют температуры, нагрузки, скорости скольжения и свойства трущихся металлов. В области изучения граничной смазки выдающиеся достижения принадлежат Б. И. Дерягину и его сотрудникам. Ими отмечена способность омазки в этих условиях поддерживать низкий износ в зависимости от присутствия в ней молекул с удлиненной цепью, обладающих активными, так называемыми п ол яр и ы,м и тру гагам и. Проникновение в микротрещины твердых тел жидкостей, содержащих полярные молекулы, при одновременном механическом воздействии понижает твердость и облегчает диспергирование твердых тел. Это открытие принадлежит акад. П. А. Ребнндеру. Практическая значимость эффекта состоит в возможности упростить процесс подготовки поверхностей трення к последующему восприятию эксплуатационных нагрузок. Исследованию и изучению молекулярного механизма граничной смазки посвящены также работы А. С. Ахматова, М. В. Райко, К. И. Климова, Г. И. Кичкина и др. Newer news items:
Older news items:
|