Подбор двигателя для транспортного средства (часть 5) |
Динамика и конструирование |
Как видно из этой таблицы, КРТ определяют при определенной скорости движения, различной для разных видов автомобильной техники. КРТ позволяет косвенно оценить техническое состояние автомобиля и сравнить уровень топливной экономичности аналогов. К сожалению, при выборе двигателя нет полной информации по всем показателям, в лучшем случае имеются только данные по geна номинальном режиме или grminпо внешней скоростной характеристике двигателя и иногда КРТ. Как показывает опыт, расход топлива (л/100 км) зависит от рабочего объема ДВС Vhи от Nymпоэтому, обосновывая необходимую мощность для транспортного средства, следует учитывать указанные зависимости и не завышать Nуд. Токсичность. При подборе двигателя необходимо, чтобы он в полной мере удовлетворял требованиям законодательных ограничений (предельных норм) на выброс токсичных веществ. Эти нормы и метод определения по содержанию оксида углерода регламентированы ГОСТ117.2.2.03 — 77 для бензиновых двигателей, а для автомобильных дизелей — ГОСТ 21393 — 75 по дымности отработавших газов и ОСТ 37.001.234 — 81 по выбросам СО, СН и NOx[г/(кВтч)]. Вибрационно-акустические качества. Оценивая двигатель с точки зрения данных показателей, необходимо иметь в виду, что они во многом определяются степенью уравновешенности двигателя. Для ориентировочной оценки допустимого значения неуравновешенных сил и их моментов можно воспользоваться критерием Климова — Стечкина — Капа, представляющим собой безмерные относительные величины. Опыт показывает, что если значения 0,002, то уравновешенность двигателя можно считать удовлетворительной, а двигатель — пригодным для установки на транспортное средство. Равномерное чередование при любом количестве и любом угле развала цилиндров обеспечивается, в частности, смещением шатунной шейки каждого кривошипа на угол 3. Так выполнены коленчатые валы двигателя КАЗ-ЯМЗ-642 и многих зарубежных шестицилиндровых V-образных двигателей. На современных двигателях корпусным деталям придают такие формы, которые исключают резонансные явления в зоне рабочих оборотов и тем самым обеспечивают бесшумную работу двигателя. |